Реализация механизма разграничения прав доступа к админ-части. Суперглобальный массив $_SERVER Безобразный user info php

Для начала мы усовершенствуем страничку регистрации, добавив возможность загружать аватар. Исходное изображение должно быть формата jpg, gif или png. Так же оно должно быть не более 2 Мб. Не беспокойтесь, после его сжатия скриптом, размер аватара будет около 3 кб и формат jpg. Откройте страницу reg. php и допишите в теге < form > строчку enctype="multipart/form-data" ,как в примере:


Регистрация










Теперь сохраняем reg.php

2.Затем необходимо создать еще одно поле в таблице users . Заходим в phpmyadmin , выбираем нужную базу и таблицу.


Выставляем все значения, как на рисунке:

В это поле будет записываться путь до аватара, а сам он сохраняется в отдельную папку, назовем ее «avatars». Папка будет расположена в том же каталоге, что и остальные файлы скрипта.

3.Переходим к файлу save _ user . php и дописываем следующий код после удаления пробелов у логина и пароля:

//удаляем лишние пробелы
$login = trim($login);

// дописываем новое********************************************

//добавляем проверку на длину логина и пароля
if (strlen($login) < 3 or strlen($login) > 15) {
exit ("Логин должен состоять не менее чем из 3 символов и не более чем из 15.");
}
if (strlen($password) < 3 or strlen($password) > 15) {
exit ("Пароль должен состоять не менее чем из 3 символов и не более чем из 15.");
}

if (!empty($_POST["fupload"])) //проверяем, отправил ли пользователь изображение
{
$fupload=$_POST["fupload"]; $fupload = trim($fupload);
if ($fupload =="" or empty($fupload)) {
unset($fupload);// если переменная $fupload пуста, то удаляем ее
}
}
if (!isset($fupload) or empty($fupload) or $fupload =="")
{
//если переменной не существует (пользователь не отправил изображение),то присваиваем ему заранее приготовленную картинку с надписью "нет аватара"
$avatar = "avatars/net-avatara.jpg"; //можете нарисовать net-avatara.jpg или взять в исходниках
}
else
{
//иначе - загружаем изображение пользователя
$path_to_90_directory = "avatars/";//папка, куда будет загружаться начальная картинка и ее сжатая копия

If(preg_match("/[.](JPG)|(jpg)|(gif)|(GIF)|(png)|(PNG)$/",$_FILES["fupload"]["name"]))//проверка формата исходного изображения
{
$filename = $_FILES["fupload"]["name"];
$source = $_FILES["fupload"]["tmp_name"];
$target = $path_to_90_directory . $filename;
move_uploaded_file($source, $target);//загрузка оригинала в папку $path_to_90_directory
if(preg_match("/[.](GIF)|(gif)$/", $filename)) {
$im = imagecreatefromgif($path_to_90_directory.$filename) ; //если оригинал был в формате gif, то создаем изображение в этом же формате. Необходимо для последующего сжатия
}
if(preg_match("/[.](PNG)|(png)$/", $filename)) {
$im = imagecreatefrompng($path_to_90_directory.$filename) ;//если оригинал был в формате png, то создаем изображение в этом же формате. Необходимо для последующего сжатия
}

If(preg_match("/[.](JPG)|(jpg)|(jpeg)|(JPEG)$/", $filename)) {
$im = imagecreatefromjpeg($path_to_90_directory.$filename); //если оригинал был в формате jpg, то создаем изображение в этом же формате. Необходимо для последующего сжатия
}
//СОЗДАНИЕ КВАДРАТНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ И ЕГО ПОСЛЕДУЮЩЕЕ СЖАТИЕ ВЗЯТО С САЙТА www.codenet.ru
// Создание квадрата 90x90
// dest - результирующее изображение
// w - ширина изображения
// ratio - коэффициент пропорциональности
$w = 90; // квадратная 90x90. Можно поставить и другой размер.
// создаём исходное изображение на основе
// исходного файла и определяем его размеры
$w_src = imagesx($im); //вычисляем ширину
$h_src = imagesy($im); //вычисляем высоту изображения
// создаём пустую квадратную картинку
// важно именно truecolor!, иначе будем иметь 8-битный результат
$dest = imagecreatetruecolor($w,$w);
// вырезаем квадратную серединку по x, если фото горизонтальное
if ($w_src>$h_src)
imagecopyresampled($dest, $im, 0, 0,
round((max($w_src,$h_src)-min($w_src,$h_src))/2),
0, $w, $w, min($w_src,$h_src), min($w_src,$h_src));
// вырезаем квадратную верхушку по y,
// если фото вертикальное (хотя можно тоже серединку)
if ($w_src<$h_src)
imagecopyresampled($dest, $im, 0, 0, 0, 0, $w, $w,
min($w_src,$h_src), min($w_src,$h_src));
// квадратная картинка масштабируется без вырезок
if ($w_src==$h_src)
imagecopyresampled($dest, $im, 0, 0, 0, 0, $w, $w, $w_src, $w_src);
$date=time(); //вычисляем время в настоящий момент.
imagejpeg($dest, $path_to_90_directory.$date.".jpg");//сохраняем изображение формата jpg в нужную папку, именем будет текущее время. Сделано, чтобы у аватаров не было одинаковых имен.
//почему именно jpg? Он занимает очень мало места + уничтожается анимирование gif изображения, которое отвлекает пользователя. Не очень приятно читать его комментарий, когда краем глаза замечаешь какое-то движение.
$avatar = $path_to_90_directory.$date.".jpg";//заносим в переменную путь до аватара.
$delfull = $path_to_90_directory.$filename;
unlink ($delfull);//удаляем оригинал загруженного изображения, он нам больше не нужен. Задачей было - получить миниатюру.
}
else
{
//в случае несоответствия формата, выдаем соответствующее сообщение
exit ("Аватар должен быть в формате JPG,GIF или PNG");
}
//конец процесса загрузки и присвоения переменной $avatar адреса загруженной авы
}



// дописали новое********************************************
// Далее идет все из первой части статьи,но необходимо дописать изменение в запрос к базе.
//подключаемся к базе
// проверка на существование пользователя с таким же логином
$result = mysql_query("SELECT id FROM users WHERE login="$login"",$db);
if (!empty($myrow["id"])) {
exit ("Извините, введённый вами логин уже зарегистрирован. Введите другой логин.");
}
// если такого нет, то сохраняем данные
$result2 = mysql_query ("INSERT INTO users (login,password,avatar) VALUES("$login","$password","$avatar")");
// Проверяем, есть ли ошибки
if ($result2=="TRUE")
{
echo "Вы успешно зарегистрированы! Теперь вы можете зайти на сайт. Главная страница";
}
else {
echo "Ошибка! Вы не зарегистрированы.";
}
?>

4. Необходимо добавить одну таблицу в ту же базу. В ней будут хранится ip-адреса, которые допустили ошибки при входе. Таким образом мы сможем ограничить доступ тем, кто ошибся больше трёх раз подряд на минут 15. Думаю программам, подбирающим пароли, долго придется возиться.
Зайдем в phpmyadmin и создадим новую таблицу с 3-мя полями:


ip - ip-адрес.
date - дата неудачного входа за последние 15 минут у пользователя с данным ip. col - количество ошибок за последние 15 минут у пользователя с данным ip.
Отлично! Готово, теперь изменим файл проверки логина и пароля, ведь теперь у нас пароль зашифрован. Открываем testreg.php и удаляем все, что дальше удаления пробелов с логина и пароля. Далее добавляем следующий код:

//удаляем лишние пробелы
$login = trim($login);
$password = trim($password);

// заменяем новым********************************************
// подключаемся к базе
include ("bd.php");// файл bd.php должен быть в той же папке, что и все остальные, если это не так, то просто измените путь
// минипроверка на подбор паролей
$ip=getenv("HTTP_X_FORWARDED_FOR");
if (empty($ip) || $ip=="unknown") { $ip=getenv("REMOTE_ADDR"); }//извлекаем ip
mysql_query ("DELETE FROM oshibka WHERE UNIX_TIMESTAMP() - UNIX_TIMESTAMP(date) > 900");//удаляем ip-адреса ошибавшихся при входе пользователей через 15 минут.
$result = mysql_query("SELECT col FROM oshibka WHERE ip="$ip"",$db);// извлекаем из базы количество неудачных попыток входа за последние 15 у пользователя с данным ip
$myrow = mysql_fetch_array($result);
if ($myrow["col"] > 2) {
//если ошибок больше двух, т.е три, то выдаем сообщение.
exit("Вы набрали логин или пароль неверно 3 раз. Подождите 15 минут до следующей попытки.");
}
$password = md5($password);//шифруем пароль
$password = strrev($password);// для надежности добавим реверс
$password = $password."b3p6f";
//можно добавить несколько своих символов по вкусу, например, вписав "b3p6f". Если этот пароль будут взламывать методом подбора у себя на сервере этой же md5,то явно ничего хорошего не выйдет. Но советую ставить другие символы, можно в начале строки или в середине.
//При этом необходимо увеличить длину поля password в базе. Зашифрованный пароль может получится гораздо большего размера.

$result = mysql_query("SELECT * FROM users WHERE login="$login" AND password="$password"",$db); //извлекаем из базы все данные о пользователе с введенным логином и паролем
$myrow = mysql_fetch_array($result);
if (empty($myrow["id"]))
{
//если пользователя с введенным логином и паролем не существует
//Делаем запись о том, что данный ip не смог войти.
$select = mysql_query ("SELECT ip FROM oshibka WHERE ip="$ip"");
$tmp = mysql_fetch_row ($select);
if ($ip == $tmp) {//проверяем, есть ли пользователь в таблице "oshibka"
$result52 = mysql_query("SELECT col FROM oshibka WHERE ip="$ip"",$db);
$myrow52 = mysql_fetch_array($result52);
$col = $myrow52 + 1;//прибавляем еще одну попытку неудачного входа
mysql_query ("UPDATE oshibka SET col=$col,date=NOW() WHERE ip="$ip"");
}
else {
mysql_query ("INSERT INTO oshibka (ip,date,col) VALUES ("$ip",NOW(),"1")");
//если за последние 15 минут ошибок не было, то вставляем новую запись в таблицу "oshibka"
}

exit ("Извините, введённый вами логин или пароль неверный.");
}
else {
nbsp; //если пароли совпадают, то запускаем пользователю сессию! Можете его поздравить, он вошел!
$_SESSION["password"]=$myrow["password"];
$_SESSION["login"]=$myrow["login"];
$_SESSION["id"]=$myrow["id"];//эти данные очень часто используются, вот их и будет "носить с собой" вошедший пользователь

//Далее мы запоминаем данные в куки, для последующего входа.
//ВНИМАНИЕ!!! ДЕЛАЙТЕ ЭТО НА ВАШЕ УСМОТРЕНИЕ, ТАК КАК ДАННЫЕ ХРАНЯТСЯ В КУКАХ БЕЗ ШИФРОВКИ
if ($_POST["save"] == 1) {
//Если пользователь хочет, чтобы его данные сохранились для последующего входа, то сохраняем в куках его браузера
setcookie("login", $_POST["login"], time()+9999999);
setcookie("password", $_POST["password"], time()+9999999);
}}
echo "";//перенаправляем пользователя на главную страничку, там ему и сообщим об удачном входе
?>

5. Полностью изменим главную страничку. Необходимо на ней вывести аватар пользователя, вывести ссылку на выход из аккаунта и добавить чекбокс для запоминания пароля при входе.
Index.php

// вся процедура работает на сессиях. Именно в ней хранятся данные пользователя, пока он находится на сайте. Очень важно запустить их в самом начале странички!!!
session_start();
include ("bd.php");// файл bd.php должен быть в той же папке, что и все остальные, если это не так, то просто измените путь
if (!empty($_SESSION["login"]) and !empty($_SESSION["password"]))
{
//если существует логин и пароль в сессиях, то проверяем их и извлекаем аватар
$login = $_SESSION["login"];
$password = $_SESSION["password"];
$result = mysql_query("SELECT id,avatar FROM users WHERE login="$login" AND password="$password"",$db);
$myrow = mysql_fetch_array($result);
//извлекаем нужные данные о пользователе
}
?>


Главная страница


Главная страница

if (!isset($myrow["avatar"]) or $myrow["avatar"]=="") {
//проверяем, не извлечены ли данные пользователя из базы. Если нет, то он не вошел, либо пароль в сессии неверный. Выводим окно для входа. Но мы не будем его выводить для вошедших, им оно уже не нужно.
print <<


HERE;

If (isset($_COOKIE["login"])) //есть ли переменная с логином в COOKIE. Должна быть, если пользователь при предыдущем входе нажал на чекбокс "Запомнить меня"
{
//если да, то вставляем в форму ее значение. При этом пользователю отображается, что его логин уже вписан в нужную графу
echo " value="".$_COOKIE["login"]."">";
}

print <<




HERE;

If (isset($_COOKIE["password"]))//есть ли переменная с паролем в COOKIE. Должна быть, если пользователь при предыдущем входе нажал на чекбокс "Запомнить меня"
{
//если да, то вставляем в форму ее значение. При этом пользователю отображается, что его пароль уже вписан в нужную графу
echo " value="".$_COOKIE["password"]."">";
}

Print <<



Запомнить меня.






Зарегистрироваться



Вы вошли на сайт, как гость

HERE;
}
else
{
//при удачном входе пользователю выдается все, что расположено ниже между звездочками.

print <<
Вы вошли на сайт, как $_SESSION (выход)


Эта ссылка доступна только зарегистрированным пользователям

Ваш аватар:




HERE;

//************************************************************************************
//при удачном входе пользователю выдается все, что расположено ВЫШЕ между звездочками.
}
?>

6. Необходимо сделать возможность выйти из аккаунта пользователям, которые вошли. На главной странице уже была ссылка на выход. Но этого файла пока не существует. Так создадим новый файл exit.php с кодом:

session_start();
if (empty($_SESSION["login"]) or empty($_SESSION["password"]))
{
//если не существует сессии с логином и паролем, значит на этот файл попал невошедший пользователь. Ему тут не место. Выдаем сообщение об ошибке, останавливаем скрипт
exit ("Доступ на эту страницу разрешен только зарегистрированным пользователям. Если вы зарегистрированы, то войдите на сайт под своим логином и паролем
Главная страница");
}

unset($_SESSION["password"]);
unset($_SESSION["login"]);
unset($_SESSION["id"]);// уничтожаем переменные в сессиях
exit("");
// отправляем пользователя на главную страницу.
?>

Ну вот и все! Пользуйтесь на здоровье! Удачи!

Возможные атаки

Использование PHP как бинарного CGI-приложения является одним из вариантов, когда по каким-либо причинам нежелательно интегрировать PHP в веб-сервер (например Apache) в качестве модуля, либо предполагается использование таких утилит, как chroot и setuid для организации безопасного окружения во время работы скриптов. Такая установка обычно сопровождается копированием исполняемого файла PHP в директорию cgi-bin веб-сервера. CERT (организация, следящая за угрозами безопасности) CA-96.11 рекомендует не помещать какие-либо интерпретаторы в каталог cgi-bin. Даже если PHP используется как самостоятельный интерпретатор, он спроектирован так, чтобы предотвратить возможность следующих атак:

    Доступ к системным файлам: http://my.host/cgi-bin/php?/etc/passwd

    Данные, введенные в строке запроса (URL) после вопросительного знака, передаются интерпретатору как аргументы командной строки согласно CGI протоколу. Обычно интерпретаторы открывают и исполняют файл, указанный в качестве первого аргумента.

    В случае использования PHP посредством CGI-протокола он не станет интерпретировать аргументы командной строки.

    Доступ к произвольному документу на сервере: http://my.host/cgi-bin/php/secret/doc.html

    Согласно общепринятому соглашению часть пути в запрошенной странице, которая расположена после имени выполняемого модуля PHP, /secret/doc.html , используется для указания файла, который будет интерпретирован как CGI-программа Обычно, некоторые конфигурационные опции веб-сервера (например, Action для сервера Apache) используются для перенаправления документа, к примеру, для перенаправления запросов вида http://my.host/secret/script.php интерпретатору PHP. В таком случае веб-сервер вначале проверяет права доступа к директории /secret , и после этого создает перенаправленный запрос http://my.host/cgi-bin/php/secret/script.php . К сожалению, если запрос изначально задан в полном виде, проверка на наличие прав для файла /secret/script.php не выполняется, она происходит только для файла /cgi-bin/php . Таким образом, пользователь имеет возможность обратиться к /cgi-bin/php , и, как следствие, к любому защищенному документу на сервере.

    В PHP, указывая во время компиляции опцию --enable-force-cgi-redirect , а таке опции doc_root и user_dir во время выполнения скрипта, можно предотвратить подобные атаки для директорий с ограниченным доступом. Более детально приведенные опции, а также их комбинации будут рассмотрены ниже.

Вариант 1: обслуживаются только общедоступные файлы

В случае, если на вашем сервере отсутствуют файлы, доступ к которым ограничен паролем либо фильтром по IP-адресам, нет никакой необходимости использовать данные опции. Если ваш веб-сервер не разрешает выполнять перенаправления либо не имеет возможности взаимодействовать с исполняемым PHP-модулем на необходимом уровне безопасности, вы можете использовать опцию --enable-force-cgi-redirect во время сборки PHP. Но при этом вы должны убедиться, что альтернативные способы вызова скрипта, такие как непосредственно вызов http://my.host/cgi-bin/php/dir/script.php либо с переадресацией http://my.host/dir/script.php , недоступны.

В веб-сервере Apache перенаправление может быть сконфигурировано при помощи директив AddHandler и Action (описано ниже).

Вариант 2: использование --enable-force-cgi-redirect

Эта опция, указываемая во время сборки PHP, предотвращает вызов скриптов непосредственно по адресу вида http://my.host/cgi-bin/php/secretdir/script.php . Вместо этого, PHP будет обрабатывать пришедший запрос только в том случае, если он был перенаправлен веб-сервером.

Обычно перенаправление в веб-сервере Apache настраивается при помощи следующих опций:

Action php-script /cgi-bin/php AddHandler php-script .php

Эта опция проверена только для веб-сервера Apache, ее работа основывается на установке в случае перенаправления нестандартной переменной REDIRECT_STATUS , находящейся в CGI-окружении. В случае, если ваш веб-сервер не предоставляет возможности однозначно идентифицировать, является ли данный запрос перенаправленным, вы не можете использовать описываемую в данном разделе опцию и должны воспользоваться любым другим методом работы с CGI-приложениями.

Вариант 3: использование опций doc_root и user_dir

Размещение динамического контента, такого как скрипты либо любые другие исполняемые файлы, в директории веб-сервера делает его потенциально опасным. В случае, если в конфигурации сервера допущена ошибка, возможна ситуация, когда скрипты не выполняются, а отображаются в браузере, как обычные HTML-документы, что может привести к утечке конфиденциальной информации (например, паролей), либо информации, являющейся интеллектуальной собственностью. Исходя из таких соображений, многие системные администраторы предпочитают использовать для хранения скриптов отдельную директорию, работая со всеми размещенными в ней файлами по CGI-интерфейсу.

В случае, если невозможно гарантировать, что запросы не перенаправляются, как было показано в предыдущем разделе, необходимо указывать переменную doc_root, которая отличается от корневой директории веб-документов.

Вы можете установить корневую директорию для PHP-скриптов, настроив параметр doc_root в конфигурационном файле , либо установив переменную окружения PHP_DOCUMENT_ROOT . В случае, если PHP используется посредством CGI, полный путь к открываемому файлу будет построен на основании значения переменной doc_root и указанного в запросе пути. Таким образом, вы можете быть уверены, что скрипты будут выполняться только внутри указанной вами директории (кроме директории user_dir , которая описана ниже).

Еще одна используемая при настройке безопасности опция - user_dir . В случае, если переменная user_dir не установлена, путь к открываемому файлу строится относительно doc_root . Запрос вида http://my.host/~user/doc.php приводит к выполнению скрипта, находящегося не в домашнем каталоге соответствующего пользователя, а находящегося в подкаталоге doc_root скрипта ~user/doc.php (да, имя директории начинается с символа ~).

Но если переменной public_php присвоено значение, например, http://my.host/~user/doc.php , тогда в приведенном выше примере будет выполнен скрипт doc.php , находящийся в домашнем каталоге пользователя, в директории public_php . Например, если домашний каталог пользователя /home/user , будет выполнен файл /home/user/public_php/doc.php .

Установка опции user_dir происходит независимо от установки doc_root , таким образом вы можете контролировать корневую директорию веб-сервера и пользовательские директории независимо друг от друга.

Вариант 4: PHP вне дерева веб-документов

Один из способов существенно повысить уровень безопасности - поместить исполняемый модуль PHP вне дерева веб-документов, например в /usr/local/bin . Единственным недостатком такого подхода является то, что первая строка каждого скрипта должна иметь вид:

#!/usr/local/bin/php

Также необходимо сделать все файлы скриптов исполняемыми. Таким образом, скрипт будет рассматриваться так же, как и любое другое CGI-приложение, написанное на Perl, sh или любом другом скриптовом языке, который использует дописывание #! в начало файла для запуска самого себя.

Что бы внутри скрипта вы могли получить корректные значения переменных PATH_INFO и PATH_TRANSLATED , PHP должен быть сконфигурирован с опцией --enable-discard-path .



<<< Назад Содержание Вперед >>>
Есть еще вопросы или что-то непонятно - добро пожаловать на наш

февраль 5 , 2017

Я не знаю ни одного php-фреймворка. Это печально и стыдно, но законом пока не запрещено. А при этом поиграться с REST API хочется. Проблема в том, что php по умолчанию поддерживает только $_GET и $_POST. А для RESTful-сервиса надобно уметь работать еще и с PUT, DELETE и PATCH. И не очень очевидно, как культурно обработать множество запросов вида GET http://site.ru/users, DELETE http://site.ru/goods/5 и прочего непотребства. Как завернуть все подобные запросы в единую точку, универсально разобрать их на части и запустить нужный код для обработки данных?

Почти любой php-фреймворк умеет делать это из коробки. Например, Laravel, где роутинг реализован понятно и просто. Но что если нам не нужно прямо сейчас заниматься изучением новой большой темы, а хочется просто быстро завести проект с поддержкой REST API? Об этом и пойдет речь в статье.

Что должен уметь наш RESTful-сервис?

1. Поддерживать все 5 основных типов запросов: GET, POST, PUT, PATCH, DELETE.
2. Разруливать разнообразные маршруты вида
POST /goods
PUT /goods/{goodId}
GET /users/{userId}/info
и прочие сколь угодно длинные цепочки.

Внимание: это статья не про основы REST API
Я предполагаю, что Вы уже знакомы с REST-подходом и понимаете, как это работает. Если нет, то в интернетах много замечательных статей по основам REST - я не хочу дублировать их, моя идея - показать, как с REST работать на практике.

Какой функционал мы будем поддерживать?

Рассмотрим 2 сущности - товары и пользователи.

Для товаров возможности следующие:

  • 1. GET /goods/{goodId} — Получение информации о товаре
  • 2. POST /goods — Добавление нового товара
  • 3. PUT /goods/{goodId} — Редактирование товара
  • 4. PATCH /goods/{goodId} — Редактирование некоторых параметров товара
  • 5. DELETE /goods/{goodId} — Удаление товара

По пользователям для разнообразия рассмотрим несколько вариантов с GET

  • 1. GET /users/{userId} — Полная информация о пользователе
  • 2. GET /users/{userId}/info — Только общая информация о пользователе
  • 3. GET /users/{userId}/orders — Список заказов пользователя

Как это заработает на нативном PHP?

Первое, что мы сделаем - это настроим.htaccess так, чтобы все запросы перенаправлялись на файл index.php. Именно он и будет заниматься извлечением данных.

Второе - определимся, какие данные нам нужны и напишем код для их получения - в index.php.
Нас интересуют 3 типа данных:

  • 1. Метод запроса (GET, POST, PUT, PATCH или DELETE)
  • 2. Данные из URL-a, например, users/{userId}/info - нужны все 3 параметра
  • 3. Данные из тела запроса
И третье, напишем код, который запускает нужные функции. Функции разбиты по файлам, все по феншую, добавить новые пути и методы для RESTful-сервиса будет очень просто.

.htaccess

Создадим в корне проекта файл.htaccess

RewriteEngine On RewriteCond %{REQUEST_FILENAME} !-f RewriteRule ^(.+)$ index.php?q=$1

Этими загадочными строками мы повелеваем делать так:
1 - направить все запросы любого вида на царь-файл index.php
2 - сделать строку в URL-е доступной в index.php в get-параметре q. То есть данные из URL-а вида /users/{userId}/info мы достанем из $_GET["q"].

index.php

Рассмотрим index.php строка за строкой. Для начала получим метод запроса.

// Определяем метод запроса $method = $_SERVER["REQUEST_METHOD"];

Затем данные из тела запроса

// Получаем данные из тела запроса $formData = getFormData($method);

Для GET и POST легко вытащить данные из соответствующих массивов $_GET и $_POST. А вот для остальных методов нужно чуть извратиться. Код для них вытаскивается из потока php://input , код легко гуглится, я всего лишь написал общую обертку - функцию getFormData($method)

// Получение данных из тела запроса function getFormData($method) { // GET или POST: данные возвращаем как есть if ($method === "GET") return $_GET; if ($method === "POST") return $_POST; // PUT, PATCH или DELETE $data = array(); $exploded = explode("&", file_get_contents("php://input")); foreach($exploded as $pair) { $item = explode("=", $pair); if (count($item) == 2) { $data = urldecode($item); } } return $data; }

То есть мы получили нужные данные, скрыв все детали в getFormData - ну и отлично. Переходим к самому интересному - роутингу.

// Разбираем url $url = (isset($_GET["q"])) ? $_GET["q"] : ""; $url = rtrim($url, "/"); $urls = explode("/", $url);

Выше мы узнали, что.htaccess подложит нам параметры из URL-a в q-параметр массива $_GET. То есть в $_GET["q"] попадет примерно такая строка: users/10 . Независимо от того, каким методом мы запрос дергаем.

А explode("/", $url) преобразует нам эту строку в массив, с которым уже можно работать. Таким образом, составляйте сколько угодно длинные цепочки запросов, например,
GET /goods/page/2/limit/10/sort/price_asc
И будьте уверены, получите массив

$urls = array("goods", "page", "2", "limit", "10", "sort", "price_asc");

Теперь у нас есть все данные, нужно сделать с ними что-нибудь полезное. А сделают это всего лишь 4 строки кода

// Определяем роутер и url data $router = $urls; $urlData = array_slice($urls, 1); // Подключаем файл-роутер и запускаем главную функцию include_once "routers/" . $router . ".php"; route($method, $urlData, $formData);

Улавливаете? Мы заводим папку routers, в которую складываем файлы, манипулирующие одной сущностью: товарами или пользователями. При этом договариваемся, что название файлов совпадают с первым параметром в urlData - он и будет роутером, $router. А из urlData этот роутер нужно убрать, он нам больше не нужен и используется только для подключения нужного файла. array_slice($urls, 1) и вытащит нам все элементы массива, кроме первого.

Теперь осталось подключить нужный файл-роутер и запустить функцию route с тремя параметрами. Что же это за function route? Условимся, что в каждом файле-роутере будет определена такая функция, которая по входным параметрам определит, какое действие инициировал пользователь, и выполнит нужный код. Сейчас это станет понятнее. Рассмотрим первый запрос - получение данных о товаре.

GET /goods/{goodId}

Файл routers/goods.php

// Роутер function route($method, $urlData, $formData) { // Получение информации о товаре // GET /goods/{goodId} if ($method === "GET" && count($urlData) === 1) { // Получаем id товара $goodId = $urlData; // Вытаскиваем товар из базы... // Выводим ответ клиенту echo json_encode(array("method" => "GET", "id" => $goodId, "good" => "phone", "price" => 10000)); return; } // Возвращаем ошибку header("HTTP/1.0 400 Bad Request"); echo json_encode(array("error" => "Bad Request")); }

Содержимое файла - это одна большая функция route, которая в зависимости от переданных параметров выполняет нужные действия. Если метод GET и в urlData передан 1 параметр (goodId), то это запрос о получении данных о товаре.

Внимание: пример очень упрощенный
В реале, конечно же, нужно дополнительно проверять входные параметры, например, что goodId - это число. Вместо того, чтобы писать код здесь, Вы, вероятно, подключите нужный класс. И для получения товара создадите объект оного класса и вызовете у него какой-то метод.
А может быть, передадите управление какому-то контроллеру, который уже озаботится инициализацией нужных моделей. Вариантов много, мы рассматриваем только общую структуру кода.

В ответе клиенту мы выводим нужные данные: название товара и его цену. id товара и метод в реальном приложении совершенно не обязательны. Покажем их только, чтобы убедится, что вызывается нужный метод с правильными параметрами.

Давайте попробуем на примере: откройте консоль браузера и выполните код

$.ajax({url: "/examples/rest/goods/10", method: "GET", dataType: "json", success: function(response){console.log("response:", response)}})

Код отправит запрос на сервер, где я развернул подобное приложение и выведет ответ. Убедитесь, что интересующий наш маршрут /goods/10 действительно отработал. На вкладке Network Вы заметите такой же запрос.
И да, /examples/rest - это корневой путь нашего тестового приложения на сайт

Если Вам привычнее пользоваться curl-ом в консоли, то запустите в терминале это - ответ будет тот же самый, да еще и с заголовками от сервера.

Curl -X GET https://сайт/examples/rest/goods/10 -i

В конце функции мы написали такой код.

// Возвращаем ошибку header("HTTP/1.0 400 Bad Request"); echo json_encode(array("error" => "Bad Request"));

Он значит, что если мы ошиблись с параметрами или запрашиваемый маршрут не определен, то вернем клиенту 400-ю ошибку Bad Request. Добавьте, например, к URL-у что-то вроде goods/10/another_param и увидите ошибку в консоли и ответ 400 - кривой запрос не прошел.

По http-кодам ответов сервера
Мы не будем заморачиваться с выводом разных кодов, хотя по REST-у это и стоит делать. Клиентских ошибок много. Даже в нашем простом случае уместна 405 в случае неправильно переданного метода. Намеренно не хочу усложнять.
В случае успеха сервер у нас всегда вернет 200 ОК. По хорошему, при создании ресурса стоит отдавать 201 Created. Но опять-таки в плане упрощения эти тонкости мы отбросим, а в реальном проекте Вы их легко реализуете сами.

По совести говоря, статья закончена. Думаю, Вы уже поняли подход, каким образом разруливаются все маршруты, вынимаются данные, как это протестировать, как добавлять новые запросы и т.д. Но я для завершения образа приведу реализацию оставшихся 7 запросов, которые мы обозначили в начале статьи. Попутно приведу пару интересных замечаний, а в конце выложу архив с исходниками.

POST /goods

Добавление нового товара

// Добавление нового товара // POST /goods if ($method === "POST" && empty($urlData)) { // Добавляем товар в базу... // Выводим ответ клиенту echo json_encode(array("method" => "POST", "id" => rand(1, 100), "formData" => $formData)); return; }

urlData сейчас пустой, но зато используется formData - мы ее просто выведем клиенту.

Как сделать "правильно"?
Согласно канонам REST в post-запросе следует отдавать обратно только id созданной сущности или url, по которому эту сущность можно получить. То есть в ответе будет или просто число - {goodId} , или /goods/{goodId} .
Почему я написал "правильно" в кавычках? Да потому, что REST - это набор не жестких правил, а рекомендаций. И как будете реализовывать именно Вы, зависит от Ваших предпочтений или уже принятых соглашений на конкретном проекте.
Просто имейте в виду, что другой программист, читающий код и осведомленный о REST-подходе, будет ожидать в ответе на post-запрос id созданного объекта или url, по которому можно get-запросом вытащить данные об этом объекте.

Тестим из консоли

$.ajax({url: "/examples/rest/goods/", method: "POST", data: {good: "notebook", price: 20000}, dataType: "json", success: function(response){console.log("response:", response)}})

Curl -X POST https://сайт/examples/rest/goods/ --data "good=notebook&price=20000" -i

PUT /goods/{goodId}

Редактирование товара

// Обновление всех данных товара // PUT /goods/{goodId} if ($method === "PUT" && count($urlData) === 1) { // Получаем id товара $goodId = $urlData; // Обновляем все поля товара в базе... // Выводим ответ клиенту echo json_encode(array("method" => "PUT", "id" => $goodId, "formData" => $formData)); return; }

Здесь уже все данные используются по-полной. Из urlData вытаскивается id товара, а из formData - свойства.

Тестим из консоли

$.ajax({url: "/examples/rest/goods/15", method: "PUT", data: {good: "notebook", price: 20000}, dataType: "json", success: function(response){console.log("response:", response)}})

Curl -X PUT https://сайт/examples/rest/goods/15 --data "good=notebook&price=20000" -i

PATCH /goods/{goodId}

Частичное обновление товара

// Частичное обновление данных товара // PATCH /goods/{goodId} if ($method === "PATCH" && count($urlData) === 1) { // Получаем id товара $goodId = $urlData; // Обновляем только указанные поля товара в базе... // Выводим ответ клиенту echo json_encode(array("method" => "PATCH", "id" => $goodId, "formData" => $formData)); return; }

Тестим из консоли

$.ajax({url: "/examples/rest/goods/15", method: "PATCH", data: {price: 25000}, dataType: "json", success: function(response){console.log("response:", response)}})

Curl -X PATCH https://сайт/examples/rest/goods/15 --data "price=25000" -i

К чему эти понты с PUT и PATCH?
Разве одного PUT не достаточно? Разве не выполняют они одно и то же действие - обновляют данные объекта?
Именно так - внешне действие одно. Разница в передаваемых данных.
PUT предполагает, что на сервер передаются все поля объекта, а PATCH - только измененные . Те, которые переданы в теле запроса. Обратите внимание, что в предыдущем PUT мы передали и название товара, и цену. А в PATCH - только цену. То есть мы отправили на сервер только измененные данные.
Нужен ли Вам PATCH - решайте сами. Но помните о том читающем код программисте, о котором я упоминал выше.

DELETE /goods/{goodId}

Удаление товара

// Удаление товара // DELETE /goods/{goodId} if ($method === "DELETE" && count($urlData) === 1) { // Получаем id товара $goodId = $urlData; // Удаляем товар из базы... // Выводим ответ клиенту echo json_encode(array("method" => "DELETE", "id" => $goodId)); return; }

Тестим из консоли

$.ajax({url: "/examples/rest/goods/20", method: "DELETE", dataType: "json", success: function(response){console.log("response:", response)}})

Curl -X DELETE https://сайт/examples/rest/goods/20 -i

С DELETE-запросом все понятно. Теперь давайте рассмотрим работу с пользователями - роутер users и соответственно, файл users.php

GET /users/{userId}

Получение всех данных о пользователе. Если GET-запрос вида /users/{userId} , то мы вернем всю информацию о пользователе, если дополнительно указывается /info или /orders , то соответственно, только общую информацию или список заказов.

// Роутер function route($method, $urlData, $formData) { // Получение всей информации о пользователе // GET /users/{userId} if ($method === "GET" && count($urlData) === 1) { // Получаем id товара $userId = $urlData; // Вытаскиваем все данные о пользователе из базы... // Выводим ответ клиенту echo json_encode(array("method" => "GET", "id" => $userId, "info" => array("email" => "[email protected]", "name" => "Webdevkin"), "orders" => array(array("orderId" => 5, "summa" => 2000, "orderDate" => "12.01.2017"), array("orderId" => 8, "summa" => 5000, "orderDate" => "03.02.2017")))); return; } // Возвращаем ошибку header("HTTP/1.0 400 Bad Request"); echo json_encode(array("error" => "Bad Request")); }

Тестим из консоли

$.ajax({url: "/examples/rest/users/5", method: "GET", dataType: "json", success: function(response){console.log("response:", response)}})

Curl -X GET https://сайт/examples/rest/users/5 -i

GET /users/{userId}/info

Общая информация о пользователе

// Получение общей информации о пользователе // GET /users/{userId}/info if ($method === "GET" && count($urlData) === 2 && $urlData === "info") { // Получаем id товара $userId = $urlData; // Вытаскиваем общие данные о пользователе из базы... // Выводим ответ клиенту echo json_encode(array("method" => "GET", "id" => $userId, "info" => array("email" => "[email protected]", "name" => "Webdevkin"))); return; }

Тестим из консоли

$.ajax({url: "/examples/rest/users/5/info", method: "GET", dataType: "json", success: function(response){console.log("response:", response)}})

Curl -X GET https://сайт/examples/rest/users/5/info -i

GET /users/{userId}/orders

Получение списка заказов пользователя

// Получение заказов пользователя // GET /users/{userId}/orders if ($method === "GET" && count($urlData) === 2 && $urlData === "orders") { // Получаем id товара $userId = $urlData; // Вытаскиваем данные о заказах пользователя из базы... // Выводим ответ клиенту echo json_encode(array("method" => "GET", "id" => $userId, "orders" => array(array("orderId" => 5, "summa" => 2000, "orderDate" => "12.01.2017"), array("orderId" => 8, "summa" => 5000, "orderDate" => "03.02.2017")))); return; }

Тестим из консоли

$.ajax({url: "/examples/rest/users/5/orders", method: "GET", dataType: "json", success: function(response){console.log("response:", response)}})

Curl -X GET https://сайт/examples/rest/users/5/orders -i

Итоги и исходники

Исходники из примеров статьи -

Как видим, организовать поддержку REST API на нативном php оказалось не так уж и сложно и вполне законными способами. Главное - это поддержка маршрутов и нестандартных для php методов PUT, PATCH и DELETE.

Основной код, реализовывающий эту поддержку, уместился в 3 десятка строк index.php. Остальное - это уже обвязка, которую можно реализовать как угодно. Я предложил это сделать в виде подключаемых файлов-роутеров, имена которых совпадают с сущностями Вашего проекта. Но можно подключить фантазию и найти более интересное решение.

Те, кто более-менее серьёзно изучал PHP знают, что существует один очень полезный глобальный массив в PHP , который называется $_SERVER . И вот хотелось бы в этой статье разобрать самые популярные ключи и их значения в этом массиве, так как их знание просто обязательно даже для начинающего PHP-программиста .

Прежде чем приступить к глобальному массиву $_SERVER в PHP , сразу сделаю небольшую подсказку. Есть замечательная функция, встроенная в PHP , которая называется phpinfo() . Давайте сразу приведу пример её использования:

phpinfo();
?>

В результате выполнения этого просто скрипта Вы увидите огромную таблицу с различными настройками интерпритатора PHP , в том числе, ближе к концу будет таблица значений глобального массива $_SERVER . Там будут перечислены все ключи и все соответствующие им значения. Чем это может Вам помочь? А тем, что если Вам потребуется то или иное значение, и Вы забудете, как называется ключ, то с помощью функции phpinfo() Вы можете всегда вспомнить его название. В общем, Вы выполните этот скрипт и сразу меня поймёте.

А теперь давайте перейдём к самым популярным ключам массива $_SERVER :

  • HTTP_USER_AGENT - этот ключ позволяет узнать характеристику клиента. В большинстве случаев, это, безусловно, браузер, однако, не всегда. И опять же, если браузер, то какой, вот в этой переменной об этом можно и узнать.
  • HTTP_REFERER - содержит абсолютный путь к тому файлу (PHP-скрипт , HTML-страница ), с которого перешли на данный скрипт. Грубо говоря, откуда пришёл клиент.
  • SERVER_ADDR - IP-адрес сервера.
  • REMOTE_ADDR - IP-адрес клиента.
  • DOCUMENT_ROOT - физический путь к корневой директории сайта. Это опция задаётся через конфигурационный файл сервера Apache .
  • SCRIPT_FILENAME - физический путь к вызванному скрипту.
  • QUERY_STRING - весьма полезное значение, которое позволяет получить строку с запросом, а дальше можно заниматься парсингом этой строки.
  • REQUEST_URI - ещё более полезное значение, которое содержит не только сам запрос, но и вместе с ним относительный путь к вызываемому скрипту от корня. Это очень часто используется для удаления дублирования с index.php , то есть когда у нас такой URL : "http://mysite.ru/index.php " и "http://mysite.ru/ " ведут на одну страницу, а URLы разные, следовательно, дублирование, что плохо скажется на поисковой оптимизации. И вот с помощью REQUEST_URI мы можем определить: с index.php или нет был вызван скрипт. И можем сделать редирект с index.php (если он присутствовал в REQUEST_URI ) на без index.php . В результате, при передаче такого запроса: "http://mysite.ru/index.php?id=5 ", у нас будет происходить редирект на URL : "http://mysite.ru/?id=5 ". То есть мы избавились от дублирования, удалив из URL этот index.php .
  • SCRIPT_NAME - относительный путь к вызываемому скрипту.

Пожалуй, это все элементы глобального массива $_SERVER в PHP , которые используются регулярно. Их надо знать и уметь использовать, когда это необходимо.

Во втором уроке мы напишем еще два класса и полностью закончим внутреннюю часть скрипта.

План

Цель серии уроков создать простое приложение, которое позволяет пользователям регистрироваться, входить, выходить и менять настройки. Класс, который будет содержать всю информации о пользователе будет называться User и он будет определен в файле User.class.php. Класс, который будет отвечать за вход\выход будет называться UserTools (UserTools.class.php).

Немного про именование классов

Правильным тоном является называть файлы с описанием класса таким же именем как и сам класс. Таким образом легко определить цель каждого файла в папке с классами.

Также обычно в конце названия файла класса добавляют.class или.inc. Таким образом мы четко определяем предназначение файла и можем с помощью.htaccess ограничить доступ к этим файлам.

Класс Пользователей (User.class.php)

Этот класс будет определять каждого пользователя. С ростом данного приложения определение "Пользователь" может существенно измениться. К счастью, ООП программирование позволяет легко добавлять дополнительные атрибуты пользователей.

Конструктор

В этом классе мы будем использовать конструктор - это функция, которая автоматически вызывается при создании очередной копии класса. Это позволяет нам автоматически публиковать некоторые атрибуты после создания проекта. В этом классе конструктор будет брать единственный аргумент: ассоциативный массив, который содержит один ряд из таблицы users нашей БД.

require_once "DB.class.php"; class User { public $id; public $username; public $hashedPassword; public $email;
public $joinDate;
//Конструктор вызывается при создании нового объекта //Takes an associative array with the DB row as an argument. function __construct($data) { $this->id = (isset($data["id"])) ? $data["id"] : ""; $this->username = (isset($data["username"])) ? $data["username"] : ""; $this->hashedPassword = (isset($data["password"])) ? $data["password"] : ""; $this->email = (isset($data["email"])) ? $data["email"] : ""; $this->joinDate = (isset($data["join_date"])) ? $data["join_date"] : ""; }
public function save($isNewUser = false) { //create a new database object. $db = new DB(); //if the user is already registered and we"re //just updating their info. if(!$isNewUser) { //set the data array $data = array("username" => ""$this->username"", "password" => ""$this->hashedPassword"",
"email" => ""$this->email"");
//update the row in the database $db->update($data, "users", "id = ".$this->id); }else { //if the user is being registered for the first time. $data = array("username" => ""$this->username"", "password" => ""$this->hashedPassword"", "email" => ""$this->email"", "join_date" => """.date("Y-m-d H:i:s",time())."""); $this->id = $db->insert($data, "users"); $this->joinDate = time(); } return true; } } ?>

Объяснение

Первая часть кода, вне зоны класса, обеспечивает подключение класса в БД (поскольку в классе User есть функция, которая требует этот класс).

Вместо переменных класса “protected” (использовались в 1-м уроке) мы определяем их как “public”. Это означает, что любой код вне класса имеет доступ к этим переменным при работе с объектом User.

Конструктор берет массив, в котором колонки в таблице являются ключами. Мы задаем переменную класса используя $this->variablename. В примере данного класса, мы прежде всего проверяем существует ли значение определенного ключа. Если да, тогда мы приравниваем переменную класса к этому значению. В противном случае - пустая строка. Код использует краткую форму записи оборота if:

$value = (3 == 4) ? "A" : "B";

В данном примере мы проверяем равняется ли 3 четырем! Если да - тогда $value = “A”, нет - $value = “B”. В нашем примере результат $value = “B”.

Сохраняем Информацию о Пользователях в БД

Функция сохранения используется для внесения изменений в таблицу БД с текущими значениями в объекте User. Эта функция использует класс БД, который мы создали в первом уроке. Используя переменные класса, устанавливается массив $data. Если данные о пользователе сохраняются впервые, тогда $isNewUser передается как $true (по умолчанию false). Если $isNewUser = $true, тогда вызывается функция insert() класса DB. В противном случае вызывается функция update(). В обоих случаях информация от объекта user будет сохранена в БД.

Класс UserTools.class.php

Этот класс будет содержать функции, которые имеют отношение к пользователям: login(), logout(), checkUsernameExists() и get(). Но с расширением данного приложения, Вы можете добавить еще множество других.

//UserTools.class.php require_once "User.class.php"; require_once "DB.class.php";
class UserTools {
//Log the user in. First checks to see if the //username and password match a row in the database. //If it is successful, set the session variables //and store the user object within.
public function login($username, $password)
{
$hashedPassword = md5($password); $result = mysql_query("SELECT * FROM users WHERE username = "$username" AND password = "$hashedPassword""); if(mysql_num_rows($result) == 1) { $_SESSION["user"] = serialize(new User(mysql_fetch_assoc($result))); $_SESSION["login_time"] = time(); $_SESSION["logged_in"] = 1; return true; }else{ return false; } }
//Log the user out. Destroy the session variables. public function logout() { unset($_SESSION["user"]); unset($_SESSION["login_time"]); unset($_SESSION["logged_in"]); session_destroy(); } //Check to see if a username exists. //This is called during registration to make sure all user names are unique. public function checkUsernameExists($username) { $result = mysql_query("select id from users where username="$username""); if(mysql_num_rows($result) == 0) { return false; }else{ return true; }
}
//get a user //returns a User object. Takes the users id as an input public function get($id) { $db = new DB(); $result = $db->select("users", "id = $id"); return new User($result); } }
?>

Функция login()

Функция login() понятна по названию. Она берет аргументы пользователя $username и $password и проверяет их соответствие. Если все совпадает, создает объект User со всей информацией и сохраняет его в сессии. Обратите внимание, что мы только используем функцию PHP serialize(). Она создает сохраненный вариант объекта, который можно легко отменить с помощью unserialize(). Также время логина будет сохранено. Это может использоваться в дальнейшем для предоставления пользователям информации о длительности пребывания на сайте.

Вы также можете заметить, что мы выставляем $_SESSION["logged_in"] на 1. Это позволяет нам легко проверить на каждой странице залогинен ли пользователь. Достаточно проверить только эту переменную.

Функция logout()

Также простая функция. Функция PHP unset() очищает переменные в памяти, в то время как session_destroy() удалит сессию.

Функция checkUsernameExists()

Кто знает английский легко поймет функцию. Она просто запрашивает БД, использован ли подобный логин или нет.

Функция get()

Эта функция берет уникальный id пользователя и делает запрос к БД с помощью класса DB, а именно функции select(). Она возьмет ассоциативный массив с рядом информации о пользователе и создаст новый объект User, передавая массив конструктору.

Где можно это использовать? К примеру, если Вы создадите страницу, которая должна отображать специфические профили пользователей, Вам необходимо будет динамически брать эту информацию. Вот так Вы можете это сделать: (допустим УРЛ http://www.website.com/profile.php?userID=3)

//note: you will have to open up a database connection first. //see Part 1 for further information on doing so. //You"ll also have to make sure that you"ve included the class files.
$tools = new UserTools(); $user = $tools->get($_REQUEST["userID"]); echo "Username: ".$user->username.""; echo "Joined On: ".$user->joinDate."";

Легко! Правда?

Последний штрих серверной части: global.inc.php

global.inc.php необходим для каждой страницы сайта. Почему? Таким образом мы разместим все обычные операции, которые нам понадобятся на странице. К примеру, мы начнем session_start(). Соединение с БД также откроется.

require_once "classes/UserTools.class.php";
require_once "classes/DB.class.php";
//connect to the database $db = new DB(); $db->connect();
//initialize UserTools object $userTools = new UserTools(); //start the session
session_start();
//refresh session variables if logged in if(isset($_SESSION["logged_in"])) { $user = unserialize($_SESSION["user"]); $_SESSION["user"] = serialize($userTools->get($user->id)); } ?>

Что он делает?

Тут происходит несколько вещей. Прежде всего, мы открываем соединение с базой.

После соединения, мы начинаем функцию session_start(). Функция создает сессию или продолжает текущую, если пользователь уже залогинен. Поскольку наше приложение рассчитано на то, чтобы пользователи входили\выходили, эта функция обязательна на каждой странице.

Далее мы проверяем залогинен ли юзер. Если да - мы обновим $_SESSION["user"], чтобы отображать самую последнюю информацию о юзере. К примеру, если пользователь меняет свой емейл, в сессии будет храниться еще старый. Но с помощью авто обновления такого не случится.

На этом вторая часть подошла к концу! Завтра ожидайте заключительный урок по этой теме.

Всего наилучшего!

Похожие статьи

  • Как узнать свой КПД в World Of Tanks?

    КПД в World of Tanks - это коэффициент полезного действия игрока, польза которую вы принесли команде за бой. В расчет КПД входит нанесенный дамаг, убитая техника, засветы, помощь команде. Как поднять КПД в World of Tanks? В этой статье мы...

  • Теплоход сура. И двигается, и рулит

    В 19 веке и первой половине двадцатого столетия наши реки бороздили колесные пассажирские и буксирные суда. Этим летом в первый рейс по Волге отправится современный колесник. Однако это вовсе не дань моде на ретро. Небольшой по размерам и...

  • Крымский мост: кто на самом деле топит украинские порты?

    12:29 — REGNUM ИА REGNUM продолжает знакомить читателей с объектами инфраструктуры Украины. А ключевой элемент инфраструктуры любой страны, имеющей выход к морю, — порты. Инфраструктуры не только транспортной, но и экономической,...

  • Интернет- мешает нормально жить

    Современные технологии дают возможность развивать скорость до одного гигабайта бытовым пользователям. Но медленное соединение не позволяет в полной мере наслаждаться всеми преимуществами информационного века. Интернет может тормозить по...

  • Медленно работает интернет

    Интернет на вашем мобильном более уязвим к внешним условиям, чем ноутбуки и компьютеры. Сигнал во многом зависит от зон покрытия 2G и 3G, Wi-Fi точек, мощности станций-трансляторов, погодных условий и вашей личной кармы. Очень часто...

  • InstallPack скачать бесплатно русская версия

    Приложение InstallPack для быстрой и удобной загрузки на пк нескольких программ одновременно. Позволяет установить самые свежие версии ПО от разных разработчиков, минуя запуск браузера. Инстал Пак существенно упрощает поиск и загрузку...