Длительный тест камеры Olympus OM-D E-M1 Mark II. Съемка с рук при низкой освещенности

В 2012 году Olympus выпустила компактную, функциональную (и довольно дорогую) беззеркалку OM-D E-M5, которая стала весьма популярной. А когда пришла пора апгрейда - его сделали в два этапа, выпустив через год E-M1 для более требовательных пользователей, а еще через год – обновленную и одновременно слегка упрощенную модель E-M10 для любителей, с которой мы сейчас и познакомимся поближе.

Основные характеристики Olympus OM-D E-M10

Система Micro Four Thirds
Датчик изображения 4/3" Live MOS, 16,1 Мп, соотношение сторон 4:3 (17,3 x 13,0 мм)
Стабилизатор изображения на основе сдвига матрицы, до 3,5 EV
Процессор TruePic VII
Автофокус TTL, контрастный (81 зона)
Режимы фокусировки ручной, покадровый, следящий, покадровый + ручной
Экспозамер ESP, точечный, центрально-взвешенный, по светлым областям, по темным областям
Компенсация экспозиции ±5 EV (с шагом 1, 1/2, 1/3)
Выдержка 1/4000–60 с (с шагом 1, 1/2 или 1/3 EV), ручная до 30 минут
Видоискатель электронный, охват 100% кадра, разрешение 1,44 млн точек
Дисплей 7,6 см (3,0"), 3:2, поворотный, сенсорный, 1 млн. точек
Вспышка встроенная: ведущее число 8,2 (ISO 200); внешняя: «горячий башмак» (без фирменного интерфейса MultiInterface Shoe); поддержка высокоскоростной синхронизации Super FP (до 1/4000 с)
Серийная съемка макс. 8 к/с
Типы фотофайлов JPEG, RAW
Тип видеофайлов MOV (MPEG-4 AVC/H.264, макс. 1920 x 1080 30p, 24Mbps), AVI (Motion JPEG, макс. 1280x720, 30 к/с)
Носители записи Карта SD/HC/XC
Питание Литиево-ионный аккумулятор, запас энергии примерно на 320 кадров
Размеры (Ш x В x Г) 119.1 x 82.3 x 45.9 мм (без выступающих частей)
Масса 396 г с батареей и картой памяти
Другое Встроенный Wi-Fi (быстрое подключение по QR-коду)

В наследство от E-M5 новинке достались: практически тот же корпус с минимальным редизайном, те же ограны управления, матрица и видоискатель. Новый дисплей, новый процессор и встроенный Wi-Fi адаптер позаимствованы у E-M1, а модуль автофокуса остался классическим контрастным, но количество зон фокусировки увеличилось с 35 до 81. Потеряла же новинка возможность подключения батарейной рукоятки (бустера), да и штатная батарея у нее немного меньшей емкости. И, наконец, что немаловажно, новинка стала намного дешевле, чем ее предшественница – E-M5 на старте продаж стоила более полутора тысяч долларов США, E-M10 можно приобрести менее чем за 900. На этом сравнительная часть закончена, перейдем собственно к предмету обзора.

Итак, Е-М10 – одна из самых маленьких системных камер с видоискателем, если не самая маленькая вообще. По размерам она очень близка к Sony NEX-7 или α6000, все остальные альтернативы заметно крупнее, включая и E-M5, от которой "десятка" отличается чуть меньшей шириной и значительно меньшей высотой.

На любительское позиционирование новинки намекает и комплектный объектив - складной моторизованный 3-кратный зум, который в сложенном состоянии делает E-M10 практически карманной. Тем не менее, корпус у Е-М10 из магниевого сплава, сборка аккуратная, да и выглядит аппарат отлично - тут экономить не стали.

Ввиду малых размеров у Е-М10 нет полноценной рукоятки, вместо нее - относительно небольшое утолщение корпуса. Зато выступ под большой палец очень хорош. В первый раз камеру пришлось немного покрутить так и сяк, пока нашлось удобное расположение пальцев. А потом я привык и перестал задумываться об этом, и ни разу аппарат не пытался выскользнуть из рук.

Огранов управления у E-M10 немного: на верхней грани лишь диск режимов, два колеса управления экспозицией да пара программируемых кнопок – видео и Fn2. Кнопка режима просмотра и еще одна программируемая (Fn1) расположены на скошенной грани между верхней и тыльной стороной корпуса. Их не очень удобно нажимать большим пальцем – мешает упор для него же. Но функции на этих кнопках не из тех, которые нужно быстро менять при съемке, так что это не критично. Расположение управляющих колес друг над другом с перекрытием, видимо, призвано решить задачу их размещения на небольшой площади и в то же время сохранить комфортные размеры. Решение интересное, выглядит отлично, и переднее колесо на своем месте, под указательным пальцем. А вот тянуться большим пальцем к поднятому заднему далековато. Поэтому более востребованную функцию лучше назначить переднему колесу. Правда, через какое-то время выяснилось, что указательным пальцем удобно вращать и заднее.

Тыльная сторона небольшого корпуса почти вся отдана под 3-дюймовый откидной дисплей, точно такой же, как в E-M1 (у "пятерки" разрешение дисплея и видоискателя меньше). Его средней яркости хватало практически всегда, и только в самые солнечные дни приходилось либо включать подсветку на максимум, либо пользоваться видоискателем. Дисплей сенсорный со стандартной для Olympus функциональностью: в режиме съемки - тач-фокус или мгновенный снимок, в режиме просмотра - прокрутка и масштабирование фото, а при визировании только по видоискателю – быстрое меню как одна из опций кнопки INFO.

Откидной механизм здесь использован самой простой конструкции, с характерным для нее недостатком - на штативе с большой головкой или съемной площадкой полностью отклонить дисплей вниз будет невозможно. Могут быть проблемы и с доступом к батарейному отсеку, так что выбирать штатив лучше с примеркой.

Справа от дисплея разместились пятипозиционный джойпад и три кнопки вокруг него - миниатюрные, но вполне удобные. Клавиши вокруг ОК по умолчанию управляют положением области фокусировки. Можно назначить им дополнительные функции, но тогда выбор точки фокуса будет требовать предварительного нажатия влево.

С электронным видоискателем (ЭВИ) приятно работать, несмотря на не самое высокое по нынешним меркам разрешение. Изображение в нем, как и на дисплее, практически не отстает от реальности (вот она, реальная польза от нового процессора). Нажимая на спуск, на снимке получаешь именно тот момент, который нужен. Но стоит помнить, что видоискатель потребляет больше энергии, чем дисплей.

В режиме просмотра снимков видоискатель тоже можно задействовать, но тут есть один неприятный момент - при автоматическом переключении изображения с дисплея на видоискатель камера переходит в режим съемки. Чтобы таки увидеть картинку в ЭВИ, нужно еще раз нажать кнопку просмотра. При переключении с ЭВИ на дисплей ничего подобного не происходит. Непонятно, то ли это баг, то ли так задумано - но зачем?

E-M10 сохранила то же разнообразие режимов, функций и настроек, которое мы видели у E-M1, однако кнопок здесь намного меньше, к тому же нет переключателя, меняющего их поведение. Три программируемых кнопки по умолчанию задействованы для вызова меню ISO/WB (Fn1), коррекции светов/теней (Fn2) и видеозаписи. С помощью Fn2 можно быстро приглушить пересветы и проявить детали в тенях с помощью колес или кнопок джойпада, при этом на дисплее отображается тоновая кривая, как в фоторедакторе. Естественно, эта коррекция, как и любые фильтры, эффекты и стили, применяется только к JPG-файлам. Для сцен с большим динамическим диапазоном можно также воспользоваться HDR или брекетингом. Правда, для этих функций нет своей кнопки, и в быстром меню их тоже нет, так что в случае частого использования придется задействовать одну из кнопок Fn или кнопку видеозаписи. Причем, если, например, для Fn1 выбрана функция HDR, то, удерживая кнопку нажатой и поворачивая любое из колес, можно открыть меню HDR и брекетинга, знакомое по E-M1. Выбранный в нем пункт в дальнейшем будет активироваться простым нажатием этой кнопки. Таким же образом работает и кнопка Fn2 по умолчанию. Назначенная ей функция настройки светов и теней - лишь один из 5 пунктов такого же меню.

В дополнение к стандартному быстрому меню "уголком" в E-M10 есть еще один способ доступа к важнейшим настройкам. Речь об информационном экране, который включается кнопкой "INFO", если принудительно переключить вывод изображения на видоискатель. Дисплей в этом режиме не реагирует на одиночные касания - видимо, для защиты от случайных срабатываний. Сенсорный режим активируется либо кнопкой "ОК", либо двойным тапом на любой из ячеек меню, представленного в виде сетки. Выбрать нужный элемент можно аж тремя способами, кому как нравится – касанием, стрелками джойпада или перебором с помощью заднего колеса. Изменить значение можно передним колесом, а можно с помощью ОК или двойного тапа открыть соответствующее меню.

Как видим, Olympus E-M10 можно настроить в соответствии с привычками любого пользователя, причем можно сохранить несколько наборов настроек и быстро менять их в зависимости от условий и жанра съемки (репортаж, макро, студийный портрет, видеография и т.д.). Конечно, чтобы разобраться во всём этом, а тем более всё настроить на свой вкус, потребуется немало времени, но оно будет потрачено не зря.

Производительность E-M10 благодаря процессору TruePic VII радует. Правда, максимальная скорость серийной съемки почему-то ограничена восемью кадрами в секунду вместо девяти у E-M5. Буферная память вмещает 12 кадров в режиме RAW + JPG максимального качества или 15 только в RAW. Дальше съемка может продолжаться бесконечно с интервалом в 2-3 секунды. Сохраняется полная серия довольно быстро - за 20 секунд, при этом камера не "зависает" - в любой момент можно доснять столько кадров, сколько места освободилось на этот момент в буфере.

Матрица у E-M10, как уже упоминалось, та же, что и в E-M5 – 16 мегапиксельная, без фазовых датчиков автофокуса. Она лишь немного уступает сенсору E-M1 по динамическому диапазону. Уровень шума у всех трех камер OM-D одинаков и достаточно высок - даже на ISO400 часто можно заметить на снимках зерно. Если планируется использовать фото для печати в большом размере, или если зума не хватает и придется использовать только часть кадра - высокими значениями ISO лучше не увлекаться. Если же фото планируется размещать в онлайн-публикациях или цифровых фотоальбомах, то при изначально правильном экспонировании и кадрировании беспокоиться не о чем. При уменьшении изображения, снятого с ISO до 1600-3200, до используемых в интернете размеров в 1-2 Мп шум благополучно "съедается" интерполяцией.

Вот так камера снимает на разных значениях ISO в формате JPEG ():

А вот так - в формате RAW при конвертации Adobe Photoshop Lightroom (галерея с полноразмерными файлами):

Автоматическая фокусировка у E-M10 работает быстро и надежно, а на случай нечастых промахов можно подстраховаться, включив режим S-AF + MF, и оперативно корректировать фокус вручную с помощью увеличения и выделения контуров (фокус-пикинга).

Оптика

Аппарат комплектуется универсальным складным зум-объективом с диапазоном фокусных расстояний 14-42 мм (28-84 мм в пересчете на полный кадр). Именуется он M.ZUIKO DIGITAL 14-42 mm 1:3.5-5.6 EZ ED MSC и имеет электропривод трансфокатора. Скорость зумирования можно выбрать из 3 вариантов (отдельно для фото и видео), ручной режим не предусмотрен. Объектив оснащен оригинальной крышкой с шторками, которые закрываются при складывании объектива. Эта крышка вкручивается в резьбу для светофильтров, а значит, у нее намного меньше шансов потеряться, чем у обычной крышки. Объектив автоматически выдвигается в рабочее положение при включении питания, даже если вы хотели всего лишь просмотреть отснятые фото, и автоматически убирается при переходе в спящий режим. Включение в режиме просмотра со сложенным объективом, увы, не предусмотрено. При зумировании и фокусировке передняя линза не вращается, что хорошо для работы с поляризационными и градиентными фильтрами. При трансфокации объектив двигается волнообразно, текущее фокусное расстояние отображается на дисплее.

Оптические качества объектива, прямо скажем, так себе. Резкость не поражает воображение. При минимальном фокусном расстоянии и открытой диафрагме объектив откровенно "мылит", резкость появляется только в диапазоне f/5,6-f/11. На среднем и максимальном фокусном картина не намного лучше - если сюжет не требует маленькой ГРИП, лучше снимать на f/8 при любом ФР. Кстати, даже при этом значении диафрагмы хроматические аберрации - не редкость, и не всегда устраняются в один клик. Большинство снимков, сделанных с этим объективом, требуют повышения резкости (а часто и цветовой насыщенности), при этом сразу же проявляется заметный шум. В плюс объективу запишем практически бесшумную механику, компактность и устойчивость к боковому и контровому свету. В общем, это типичный "кит", четко выполняющий свое предназначение - дать пользователю освоиться с камерой и одновременно мотивировать его на покупку более качественной оптики.

Резкость на фокусном расстоянии 14 мм:

Резкость на фокусном расстоянии 28 мм:

Резкость на фокусном расстоянии 42 мм:

В качестве бонуса на тест были предоставлены 2-кратный макроконвертер Olympus MCON-P02 и объектив начального уровня типа "рыбий глаз" Olympus Lens 9mm 1:8.0 (даже два - в черном и белом цвете).

Макролинза показала себя хорошо - существенных искажений не вносит, позволяет ближе подобраться к объекту и снять его крупнее. Правда, сокращение дистанции приводит к уменьшению глубины резкости, так что при работе с макроконвертером диафрагму нужно закрывать больше. Вот пример съемки с конвертером и без него, на максимальном фокусном расстоянии 42 мм, одинаковой диафрагме f/8 и минимально возможном расстоянии до объекта:

А вот фишай откровенно не понравился. Во-первых, пластмассовый корпус объектива не выглядит хоть сколько-нибудь надежным, а переключатель дистанции фокусировки легко задеть и случайно переключить (так я испортил около десятка кадров).

Вдобавок малюсенький блок линз имеет подпружиненное крепление, и при попытке протереть переднюю линзу она проваливается вовнутрь, не давая приложить достаточное усилие, а нажимать до упора страшновато. Во-вторых, светосила 1:8 фактически не дает использовать объектив в пасмурную погоду и в помещениях без дополнительного света, т.к. для нормальной выдержки приходится поднимать ISO и появляется шум. В-третьих, объектив даже при таком небольшом относительном отверстии выдает хорошо заметные хроматические аберрации и неудовлетворительную резкость, особенно на краях. В общем, сделать по-настоящему качественный снимок без обработки в редакторе практически нереально.

В-четвертых, у объектива нет никакой электроники. Учитывая фиксированную диафрагму и отсутствие автофокуса, она и не нужна, но дело в том, что объектив никак не распознается камерой и никакой информации о нем в EXIF нет. При этом камера с фишаем нормально работает во всех режимах съемки, которые подразумевают автоматическое управление выдержкой, включая iAuto, SCN и ART. А вот в режимах M (ручном) и S (приоритета выдержки) нужно снимать с AutoISO, поскольку иначе корректировать экспозицию нечем.

При всех своих недостатках этот недорогой объектив дает фотолюбителю возможность показать окружающий мир по-другому или просто втиснуть в кадр объект, который не умещается в поле зрения штатного зума. И при этом занимает минимум места в фотосумке или кармане. В украинских магазинах найти его не удалось, цена на Amazon - $99.

Вот такие снимки можно получить с помощью Olympus Lens 9mm 1:8 FISHEYE:

Видео

Запись видеороликов возможна в формате MOV (в разрешении HD и FullHD) и в формате Motion JPEG (HD и SD 640*480). Работа трансфокатора и автофокуса на видео не слышна, разве что при съемке в полной тишине. Доступны режимы P/A/S/M, запись со стереозвуком и без него, а также функция подавления шума ветра с несколькими уровнями. Ручная регулировка экспозиции во время съемки недоступна, сенсор дисплея не задействован. Серьезного видеографа E-M10 не заинтересует, т.к. не имеет поддержки внешнего микрофона и наушников. Тем не менее, качество записи вполне приличное, автофокус работает неплохо – довольно быстро перефокусируется, учитывая отсутствие фазовых датчиков. Во время съемки видео можно делать фотоснимки в двух вариантах – с тем же разрешениием и качеством, что и видео (не прерывая видеозапись) или с текущими параметрами, заданными для фоторежима, но тогда запись видео прерывается в момент получения снимка и возобновляется автоматически после его сохранения. Запись стартует из любого режима по нажатию соответствующей кнопки, но если она перенастроена на другую функцию, то включить видеозапись можно, установив селектор режимов съемки в соответствующее положение.

Пример видеосъемки с максимальным разрешением и качеством:

Впечатления от использования

Камера за время тестирования побывала на прогулках в Межигорье (к сожалению, бОльшая часть этой фотосессии непонятным образом исчезла с компьютера) и в Бучанском городском парке. Кроме того, я ежедневно носил ее с собой на работу и с работы, пытаясь по пути поймать интересный сюжет. Скромные размеры и небольшой вес E-M10 идеально подходят для туризма – дважды проходив по полдня с камерой на шее, я ничуть не устал, ничего себе не натер и не передавил. Даже с парой дополнительных объективов она легко уместится в небольшую фотосумку и не будет в тягость. Собственно, это и есть одно из главных достоинств камеры наряду с богатой функциональностью и хорошими творческими возможностями.

Примеры фотографий, сделанных на OM-D E-M10 (галерея с оригинальными файлами):

Автономность у E-M10 стандартная для беззеркалок и примерно соответствует заявленной - у меня стабильно получалось чуть больше 300 фото и с десяток коротких (до минуты) видеороликов при использовании видоискателя и дисплея в соотношении примерно 70/30. Для экскурсий на полдня этого хватает впритык - если не увлекаться, снимая всё подряд, и выключать камеру, когда она не нужна. Чтоб с гарантией хватило на весь день - нужна вторая батарея.

Как и все последние модели системных камер Olympus, E-M10 оснащена Wi-Fi адаптером с возможностью беспарольного подключения путем считывания штрих-кода с экрана камеры. Работают дистанционный просмотр и загрузка фото, геотегирование снимков и полнофункциональное дистанционное управление со смартфона или планшета. Мобильное приложение Olympus Image Share – одно из лучших (если не лучшее) по функциональности и дизайну.

В сухом остатке

При всем своем стильном виде, легкости, компактности и богатой функциональности камера не смогла произвести такое же приятное впечатление, как E-M1, по части качества снимков. Что и не удивительно - ведь старшая модель тестировалась с объективом совершенно другого класса (Olympus ZUIKO DIGITAL ED 12-40mm 1:2.8). Поставьте его на E-M10 - и эта малышка покажет себя во всей красе. Правда, она тут же перестанет быть карманной, да и стоит такой объектив как две камеры. С комплектным же зумом довольно сложно сделать снимок, качество которого могло бы оправдать вложенные 10 500 грн ($875). Возможно, стоит сразу приобрести объективы получше вместо китового – например, какой-нибудь из «фиксов», наиболее подходящих к вашему стилю съёмки.

Реальных конкурентов (если максимально учитывать все параметры) у E-M10 два: это Sony NEX-6 и Panasonic Lumix GX7. В тестах DXOMark у всех трех камер очень близкие результаты . При этом NEX 6 при меньшей на четверть массе имеет сенсор формата APS-C, что делает ее более подходящей для портретной съемки. Правда, оптика для APS-C крупнее и тяжелее аналогов для m4/3. Lumix GX7 выделяется более быстрым затвором (1/8000 с) и лучшими характеристиками видеозаписи (60 fps), но скорость серийной фотосъемки у него вдвое ниже (5 fps). Обе альтернативы не имеют встроенного стабилизатора, который не будет лишним при работе с мануальной оптикой, особенно длиннофокусной.

8 причин купить OLYMPUS OM-D E-M10

  • легкость, компактность
  • хорошая эргономика
  • большой выбор предустановленных сцен и фильтров
  • отличный авторежим, позволяюший пользователю корректировать часть параметров
  • встроенный стабилизатор изображения
  • быстрый и точный автофокус
  • минимальный лаг дисплея и затвора
  • богатые возможности настройки интерфейса и управления

4 причины не покупать OLYMPUS OM-D E-M10

  • посредственная комплектная оптика
  • громоздкое меню
  • относительно невысокие рабочие ISO
  • отсутствет порт для аксессуаров MultiInterface Shoe

25 августа стало датой всемирного анонса пятой по счёту камеры в ряду псевдозеркальных системных камер Olympus OM-D, а именно модели E-M10 Mark II (в актуальном ассортименте она стала четвёртой). После официальной презентации в пресс-центре МИА «Россия сегодня», которая прошла во второй половине дня, уже после официального объявления о новой камере, российское представительство Olympus предоставило приглашённым журналистам и блогерам возможность испробовать новинку в Центральном парке культуры и отдыха им. Горького.

Камеры и оптика ждут своих испытателей.

Испытательный комплект

Для полевых экспресс-испытаний ваш покорный слуга ловко ухватил один экземпляр новой камеры в серебристо-чёрном исполнении (впрочем, понятно, к качеству съёмки внешняя отделка корпуса отношения не имеет) и пару объективов: отличный широкоугольный зум M.Zuiko Digital ED 9-18 мм f/4-5,6 c эквивалентным фокусным расстоянием 18-36 мм и просто превосходный телевик M.Zuiko Digital ED 75 мм f/1,8 (150 мм). На всякий пожарный случай в запасе у автора также имелся универсальный олимпусовский суперзум 14-150 (28-300) мм первого выпуска.

Из полного заряда батареи коллеги-журналисты и блогеры израсходовали самую малость, покрутив камеру в руках не более десяти минут, прежде чем она прилипла к моим рукам. Я вставил в камеру предусмотрительно захваченную с собой скоростную карту памяти, проверил настройки - для первого теста мне прежде всего требовалось полное разрешение и высокое качество JPEG - и мы отправились через Крымский мост в ЦПКиО.

Внешний вид

Честно говоря, я не очень понял, почему производитель принял именно такое решение - назвать новинку „второй «десяткой»“; отличия от старой (ну, как старой, всего-то примерно годовалой) модели E-M10, как говорится, бросаются в глаза. Здесь не тот случай, когда внешне очередной «марк» отличается от прежней версии только новым или дополнительным шильдиком.


OM-D E-M10 Mark II с фишаем M.Zuiko Digital ED 8 мм f/1,8 PRO.

Сразу бросается в глаза, что диск переключения режимов съёмки «переехал» на правую (с точки зрения фотографа) сторону от кожуха видоискателя и встроенной вспышки. Левую площадку занял поворотный выключатель, также выполняющий функцию активатора встроенной вспышки.

При этом у всех дисков управления изменился дизайн. Они не просто стильно смотрятся; новая насечка на металлических дисках практична и удобна. Манипуляции вполне возможны при удержании камеры, как говорится, «одной правой». Автору, кстати, они напомнили старинную Лейку в полярном исполнении с увеличенными для удобства работы в перчатках рубчатыми головками перемотки плёнки и установки выдержек. Полагаю, перчатки не станут препятствием и при съёмке этим фотоаппаратом.

В отсутствие накладной рукоятки, радикально улучшающей ухватистость копуса, хотя и увеличивающей его невеликую геометрию, сравнительно малый размер наплыва под пальцы правой руки очень эффективно компенсируется мощным эргономичным упором для большого пальца. Добавим к этому качественное покрытие корпуса, и… - камера просто не выскальзывает из руки; этот приятный факт отметили собравшиеся обоего пола, обладающие ладонями весьма разных величин и пальцами разной длины.

Порадовал откидной экран. Когда его переводишь в положение для съёмки «от пуза», весьма полезное, к примеру, для неназойливой уличной съёмки, его можно чуть отодвинуть от корпуса. Ровно настолько, чтобы видоискатель не перекрывал на нём изображение при взгляде перпендикулярно вниз.

В целом нельзя сказать, что камера заметно изменила свои физические характеристики; в сравнении с изначальной моделью изменения размера и веса исчисляются единичными миллиметрами и граммами и существенной роли не играют. В отличие от изменений в её весьма богатом «внутреннем мире».

Внутренний мир

А внутри новая «десятка» заметно отличается от первого варианта камеры, хотя и, разумеется, не во всём.

Главное в камере - матрица и «мозги». Здесь претензии предъявить не к чему. Такая же 16-мегапиксельная КМОП-матрица типа Live MOS, что используется и на остальных камерах OM-D, и такой же графический процессор TruePic VII.

Грубо говоря, это говорит о том, что с помощью новой «десятки» можно получать фотографии столь же высокого качества, как и с помощью других камер семейства OM-D. Это является безусловным плюсом и сильной стороной как новой модели, так, кстати, и всего семейства.

Заметно увеличилось разрешение электронного видоискателя; теперь оно превышает 2,3 млн. точек. Я прекрасно понимаю, что нет предела совершенству, но с практической точки зрения такое разрешение представляется оптимальным. При этом изображение в нём лишено инерции.

Существенным преимуществом E-M10 Mark II перед первой моделью стало внедрение самой передовой на сегодняшний день пятиосевой системы стабилизации изображения. У первой «десятки» она была прошлого поколения, трёхосевой. При этом, по заявлению представителей фирмы, пятиосевая система стабилизации на второй «десятке» дополнительно улучшена по сравнению с её ранними вариантами, впервые реализованными на уже снятой с производства модели E-M5, сравнительно недавно уступившей место в производстве своему «второму марку».

Первое впечатление от её работы - самое положительное. Работает пятиосевая система великолепно и спасает в весьма сложных обстоятельствах. Утверждения производителя о четырёх ступенях удлинения выдержки относительно рекомендуемого предела не лишены оснований. Конечно, чудес не бывает, и тремор способен испортить дело, но режим серийной съёмки помогает получить несколько съёмочных дублей, чтобы выбрать из них оптимальный вариант.

Ещё одну весьма интересную новую способность камеры протестировать на бегу не представлялось возможным. Речь идёт о цейтраферной (интервальной) съёмке с разрешением 4К (возможна также с меньшими разрешениями Full HD и HD). Так что возможности новой камеры по созданию таймлапс-видео станут предметом отдельного материала.

А пока - можете посмотреть маленький видеоролик, снятый с рук в режиме максимального качества (Full HD, 50p) в том виде, в который его превратил YouTube. Оригинал (168 МБ) .

Прочие особенности

Любопытна новая функция новой «десятки»: использование экрана при визировании через видоискатель для выбора фокусировочной точки. Это один из тех случаев, когда показать проще, чем объяснить. Тем не менее, попробую. Вы обычным образом смотрите в видоискатель, удерживая камеру двумя руками, поджимаете спусковую кнопку указательным пальцем для активации автофокуса и, если автоматика зацепилась не за ту точку кадра, которая нужна вам, движением большого пальца по экрану сдвигаете фокусировочную точку в нужное вам место.


M.Zuiko Digital ED 75 мм f/1,8; 1/160 с, f/2,8, 320 ISO. Смышлёный встроенный распознаватель лиц, разумеется, сразу ухватился за ближайшее лицо, и камера мгновенно навела на него резкость, но мой палец подсказал ей через экран, что меня больше интересует Евгений Уваров 🙂

Причём писал я предыдущий абзац значительно дольше, чем сдвигал при съёмке фокусную точку, честное слово.

Ещё одна реализованная в камере «фича» - фокусная вилка (брекетинг фокуса), компенсирующая нехватку глубины резкости при крупноплановой и маркосъёмке. Камера делает серию снимков, пошагово сдвигая фокусировку, а потом автоматически склеивает композитный снимок с оптимальной резкостью по всей глубине объёмного объекта съёмки.

Отмечу ещё бесшумный режим работы затвора, фактически являющийся использованием электронного затвора. При этом кратчайшая выдержка уменьшается до 1/16 000 с, в то время как в обычном режиме с механическим затвором она составляет обычную 1/4000 с.

С батарейкой у новой камеры, похоже, проблем не будет. Из стремления к перестраховке я сразу же включил низкоскоростной серийный режим (около 4 кадров/с), чтобы обеспечить себя съёмочными дублями. Отсняв около полутысячи кадров и небольшое видео, постоянно используя то экран, то видоискатель, периодически ковыряясь в режиме просмотра и удаляя заведомо неудачные кадры, к концу нашей энергичной тест-сессии я отметил, что на экране исчез всего один сегмент в индикаторе заряда. И это, должен заметить, у совершенно новой камеры с заведомо не тренированной батареей, пусть и без применения встроенной вспышки.

Заключение

Новая камера элегантно заполняет интервал между первой «десяткой», чётко ориентированной на увлечённых фотолюбителей, решивших открыть для себя богатый мир системных камер, и камерой E-M5 Mark II, которую сама фирма аттестует как модель для «креативных энтузиастов», а я бы по старинке назвал полупрофессиональной камерой.

И не просто так компания Olympus собирается предлагать потребителям обе модели: и изначальную E-M10 - как камеру начального уровня, и E-M10 Mark II - как более продвинутую камеру для энтузиастов.

Не думаю, что первое впечатление меня подводит: камера получилась удачная и несомненно будет пользоваться популярностью среди неуклонно растущего числа потребителей незеркальных системных камер.

Причём, полагаю, уже в самое ближайшее время: по инсайдерской информации первая партия уже завезена в Россию и в настоящее время распределяется по авторизованным дилерам, чтобы синхронно поступить в продажу в согласованное время в начале сентября. Напомню, что названная московским представительством фирмы цена за корпус новой камеры составит 39 999 р.

PS: Скачать для самостоятельного рассмотрения тестовые фотографии из текста и дополнительной галереи одним ZIP-архивом можно по этой ссылке (трафик 73 МБ). Краткая спецификация камеры приведена в нашем анонсе , подробная - на сайте производителя.

Южный конец Крымского моста. Фок. расст. 9 мм, 1/800, f/7,1, 200 ISO.

Макет ранее сущестсовавшей парашютной вышки в музее ЦПКиО. Фок. расст. 9 мм, 1/60, f/4, 250 ISO.

Вид со смотровой площадки на входной арке на музыкальный фонтан ЦПКиО. 75 мм, 1/1250, f/2,8, 200 ISO.

Вид со смотровой площадки на входной арке ЦПКиО в сторону ХСС и Останкинской телебашни. 75 мм, 1/2000, f/4, 200 ISO.

Телевик 75 мм во всей своей красе. 1/3200, f/2,5, 200 ISO.

Обмен опытом. 75 мм, 1/250, f/2, 200 ISO.

Набережная Москвы-реки в ЦПКиО. Фок. расст. 13 мм, 1/400, f/6,3, 200 ISO.

Семейная фотосессия. 75 мм, 1/1600, f/2,8, 200 ISO.

При уменьшении освещённости светосила начинает играть важнейшую роль. 75 мм, 1/40, f/2,0, 3200 ISO.

Панорама Садового кольца со смотровой площадки на входной арке ЦПКиО; компьютерная склейка 6 горизонтальных кадров. 18 мм, f/5,6, 200 ISO.

Панорама ордена Ленина ЦПКиО им. Горького со смотровой площадки на входной арке; компьютерная склейка 11 вертикальных кадров. 22 мм (объектив 14-150 мм), f/6,3, 200 ISO.

Компактная и лёгкая камера в рестростиле с возможностью записи 4K-видео, матричной стабилизацией, большим видоискателем, сенсорным наклонным дисплеем… и всё это за вполне разумную стоимость. Слишком хорошо, чтобы быть правдой? Будем искать недостатки, ведь без них не бывает. В любом случае, если сравнивать исключительно по характеристики, то многие конкуренты меркнут на фоне Olympus OM-D E-M10 Mark III. По сути, единственным прямым конкурентом со схожей стоимостью, массогабаритными показателями и функциональностью является только Panasonic Lumix DMC-GX85. Sony ILCE-6300 – дороже, не имеет матричной стабилизации и сенсорного дисплея, по многим параметрам схож, но дороже уже значительно. Где-то рядом ещё Fujifilm X-E3, но у него нет встроенной стабилизации, а цена гораздо выше. Разумеется, более дорогие конкуренты нацелены на опытного фотографа, тогда как целевая аудитория тестируемой камеры – это любители и начинающие.

Технические характеристики

Тип камеры Беззеркальная камера со сменными объективами
Матрица 4/3 дюйма, МОП
Эффективные пиксели 16,1 Мп
Всего пикселей 17,2 Мп
Фильтр нижних частот Есть
Байонет объектива micro 4/3
Процессор TruePic VIII
Размеры фотокадра 4608*3456
Формат фотоснимка RAW 12 бит, JPEG (EXIF 2.3, DCF)
Размер видеокадра 3840×2160 (4K), 1920×1080, 1280×720
Формат видеофайлов MOV(MPEG‑4AVC/H.264), AVI(Motion JPEG)
Чувствительность ISO 64-25 600 с шагом 1/3 или 1 EV
Диапазон выдержек Механический затвор: 1/4000 - 60 сек
Электронный затвор: 1/16000 - 60 сек
Режимы замера экспозиции ESP экспозамер, точечный экспозамер, центрально-взвешенный экспозамер, светлая зона, тень
Коррекция экспозиции +/- 5 EV (1/3 ступеней)
Вспышка Есть (GN 8,2 при ISO 200)
Видоискатель Электронный видоискатель с разрешением 2 360 тыс. точек
Дисплей Поворотный сенсорный 3,0-дюмовый дисплей с разрешением 1040 тыс. точек
Носитель данных SD (SDHC/SDXC/UHS-I/UHS-II)
Разъёмы HDMI Type-D, USB Type-B (microUSB)
Дополнительно Wi-Fi 802.11b/g/n 2.4 ГГц
Питание Литий-ионный аккумулятор BLS‑50 8,7 Вт*ч
Габариты, мм 121,5*83,6*49,5
Вес, г 410 (с аккумулятором и картой памяти)

Внешний вид

Olympus со времён модели PEN E-P1 активно использует ретродизайн в оформлении своих камер. Изначально в данной стилистике выполнялись все модели, но с появлением премиальной линейки OM-D чистая классика осталась только за ней. Конечно, нотки ретро есть и в камерах современных моделей серии PEN, но и надпись «Since 1959» на их корпусе уже не смотрелась бы.





Новинка заключена в пластиковый корпус с небольшими алюминиевыми вставками. На первый взгляд премиальная серия и отсутствие в конструкции магниевых сплавов – это моветон. Но не будем забывать о стоимости камеры, которая уже в нашей рознице составляет около 800 долларов, т.е. соизмерима с такими любительскими аппаратами как, например, . Премиальных материалов нет, но всё равно камера выглядит отлично, да и качество сборки высокое. Кроме того, при работе с камерой на морозе пластиковый корпус гораздо удобнее и приятнее в работе, чем металлический. Из особенностей новинки стоит отметить чуть увеличившуюся рукоятку, которая облегчает работу с камерой одной рукой.

Спереди находится байонет объектива и светодиодная подсветка автофокуса. Сзади правее наклонного дисплея установлены клавиши блокировки экспозиции/фокусировки, входа в основное меню, смены режима отображения информации, удаления, перехода в режим просмотра, а также круглый многофункциональный 4-позиционный манипулятор с клавишей ввода по центру.

Сверху по центру установлена подъёмная вспышка с «горячим башмаком» в основании, а также пара микрофонов. Левее вспышки находится рычажок включения, который также является замком подъёмной вспышки, и клавиша вывода меню режима. В правой части установлен круглый селектор режимов съёмки, клавиши цифровой трансфокации и видеозаписи, а также пара дисков управления, в один из которых интегрирована клавиша спуска затвора.

Дисплей точно такой же, как и у предшественника – наклонный, сенсорный, с разрешением 1040 тыс. точек. Конечно, сейчас на рынке доступны камеры с гораздо большим разрешением дисплея, но все они значительно дороже нашего подопытного. Дисплей обладает большими углами обзора, поэтому визировать изображение легко даже при взгляде под острым углом. Яркость белого при стандартных настройках составляет 336,5 кд/кв.м, а если выкрутить яркость подсветки до максимального значения – 822,51 кд/кв.м, при этом яркость чёрного поля составляет 1,07 кд/кв.м. В общем, работать с камерой можно даже при падении на экран прямых солнечных лучей.

А вот сенсорное управление камерах Olympus оставляет желать лучшего. Оно есть, но его как бы и нет, особенно если сравнивать с главным конкурентом в лице Panasonic Lumix DMC-GX85. Управлять основным меню при помощи сенсорного дисплея нельзя, быстрое меню тоже доступно только при помощи физических клавиш, множественные касания не поддерживаются, поэтому масштабировать отснятый материал приходится через вызов сенсорного ползунка. Хорошо хоть жесты пролистывания фото поддерживаются. Из плюсов сенсорного дисплея можно отметить возможность плавного управления выдержкой, трансфокатором, диафрагмой и уровнем звука в режиме видеозаписи, а также возможность выбора точки фокусировки при визировании изображения через видоискателя. А ведь Olympus была пионером внедрения сенсорного управления в беззеркальных камерах, поэтому от каждой новинки ждёшь в этой области значительного прогресса, а его всё нет. И не стоит забывать, что камера в первую очередь ориентирована на новичков, некоторые из которых, возможно, кнопочного мобильника никогда не видели.

Меню предшествующих моделей OM-D E-M10 было чрезвычайно схоже с пользовательским интерфейсом старших камер премиальной линейки Olympus. В новинке меню значительно упростили. Кроме того, был добавлен «расширенный режим съёмки», который будет особо полезен именно начинающим фотографам. Дабы не утомлять описанием интерфейса, ниже для ознакомления приведено несколько снимков экрана.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Особенности и дополнительные функции

Все необычные режимы работы камеры вынесены в отдельный «Расширенный режим съёмок», переход к которому осуществляется при переводе диска выбора режимов работы в положение «AP». Тут находятся режимы съёмки с длительной выдержкой, мультиэкспозиции, HDR, беззвучный режим (электронный затвор), панорамная съёмка, режим коррекции трапециевидных искажений, а также режимы брекетинга экспозиции и брекетинга фокусировки. Последний режим особо оценят любители различной мелкой «предметки». Примечательно, что все перечисленные режимы не являются полностью автоматическим, и пользователь волен вводить массу коррекций в настройки, в том числе доступна съёмка в RAW. К слову, в режиме HDR съёмка в RAW тоже возможна, но только при выборе RAW+JPEG, тогда как съёмка исключительно в RAW в данном режиме невозможна.

Коррекция трапециевидных искажений в меню камеры



Как и все конкуренты, тестируемая камера оборудована модулем WiFi. Модулей Bluetooth и NFC нет. Впрочем, и без NFC настройка производится довольно быстро – достаточно установить на смартфона приложение Olympus Image Share и сфотографировать QR-код на экране фотоаппарата. При беспроводном соединении возможен просмотр отснятого материала и его пересылка на смартфон. Разумеется, предусмотрено и удалённое управление, причём поддерживается не только фото, но и видеосъёмка. Но в случае видеозаписи разрешение не может превышать 1920*1080 точек, качество понижается битрейт (до режима качества «Fine»), скорость потока – до 30 кадров в секунду. Во время удалённого управления задержка на экране смартфона практически незаметна. При удалённом управлении возможна настройка длительности выдержки, раскрытия диафрагмы, чувствительности, баланса белого, а также управление трансфокацией (при условии использования объектива с электрическим приводом) причём как в режиме фото, так и в режиме видеосъёмки.

Камера в работе

Длительность подготовки камеры к работе зависит от типа установленного объектива. С комплектным объективом M.ZUIKO DIGITAL 14-42mm 1:3.5-5.6 первый снимок можно сделать лишь через 1,17 секунды после включения питания. Но тут нужно учесть, что объективу с моторизированным приводом требуется время для выхода в рабочее положение. При установке обычных объективов первый снимок можно сделать через 0,51 секунды после поворота рычажка питания. Далеко не рекорд, но неплохо.

Заявленная скорость серийной съёмки составляет 8,6 кадров в секунду, что подтвердилось во время измерений, причём камера вытягивает заявленную скорость как при использовании формата JPEG, так и при использовании RAW. Примечательно, что даже при активировании программных обработок либо шумоподавления скорость серийной съёмки не снижается, а это дорого стоит. В первую очередь это заслуга мощного 4-ядерного процессора TruePic VIII (стоит отметить, что во флагманской камере OM-D E-M1 Mark II используется пара таких же процессоров). При съёмке в RAW камера способна отснять серию на максимальной скорости длительностью 22 кадра, а при съёмке в JPEG – до заполнения карты памяти. Но для таких результатов придётся раскошелиться на карту памяти SD UHS-II, потому как при использовании даже самых быстрых карт SD UHS-I длительность серии составляет 10 кадров в RAW и 21 кадр в JPEG.

Автофокус в камере работает только в контрастном режиме, тогда как многие беззеркалки благодаря встроенным в матрицу фазовым датчикам способны работать в гибридном режиме. В камере предусмотрены разнообразные режимы выбора зон, в том числе имеется возможность выбора перемещением пальца по экрану при визировании через видоискатель, что весьма удобно. При и использовании комплектного объектива M.ZUIKO DIGITAL 14-42mm 1:3.5-5.6 камера смогла навестись на тестовом шаблоне за 0,36 секунды. Это неплохой результат, ведь, например, побывавший у нас на тестировании смог сфокусироваться только за 0,46 секунды. Но в тоже время нельзя не отметить, что камера зеркального типа в режиме Live View смогла сфокусироваться за 0,09 секунды. В плане чувствительности автофокуса ничего сверхъестественного – при тестировании камера смогла сфокусироваться при освещённости 0,52 лк, что приблизительно соответствует уровню -2 EV. Тут современные камеры Panasonic впереди, ведь зачастую легко справляются с заданием при освещённости -4 EV, а в такой темноте даже глаза уже не помощник.

При ручном управлении зону фокусировки можно увеличить в 3, 5, 7, 10 и 14 крат, что позволяет производить наведение на объект съёмки даже в самых сложных условиях. Кроме того, имеется функция «фокус пикинга» с возможностью выбора одного из 4 цветов подсветки граней резкости. Данная функция будет полезна не только любителям мануальной оптики, но и для фанатов макро и предметной съёмки. Стоит отметить, что на беззеркалки Olympus через переходник без проблем устанавливается огромный набор советской дешёвой оптики, в том числе под байонет М39 для дальномерных камер (в случае использования объективов под M39 на камерах зеркального типа возможна только макросъёмка), которые на барахолках стоят вообще сущие копейки (2-5 долларов).

Установка экспопары возможна в режимах PASM, что является стандартом для подавляющего большинства системных камер. Зато в настройках режима работы экспозамера кроме стандартного трио (матричный, центрально-взвешенный, точечный) предусмотрены режимы «зона света» и «зона тени», которые являются фирменными особенностями камер Olympus. Кроме того, имеется возможность раздельной регулировки светлых, средних и тёмных тонов, что позволяет публиковать снимок без последующей обработки и даже без необходимости съёмки в RAW (разумеется, если требуется срочная публикация через смартфон). Экспозамер оказался довольно точным, и при тестировании ошибка экспозамера составила всего -0,1 EV, что практически невозможно заметить без сравнения с эталонным изображением.

По количеству настроек баланса белого тестируемая камера не уступает гораздо боле дорогим фотоаппаратам. Разумеется, предусмотрен набор пресетов (солнечно, облачно, тень, лампа накаливания, флуоресцентная лампа, вспышка), автоматический режим с возможностью активирования функции сохранения тёплых тонов, а также ручной ввод цветовой температуры. В ручном режиме имеется 4 ячейки для хранения настроек, что в сравнительно недорогих камерах встречается нечасто.

Шумы

Максимальный уровень ISO значением 25 600. Минимальное значение чувствительности в стандартном диапазоне - ISO 200, расширенный диапазон также включает значение ISO 100.

нажмите на миниатюры для просмотра полного размера




При определении уровня яркостного шума в числовом выражении съёмка велась как в формате RAW, так и в формате JPEG с отключенным шумоподавлением. Съёмка велась в режиме RAW+JPEG, то есть кадры в обоих форматах получены одновременно. Как видно на графике, при съёмке в JPEG, начиная с чувствительности ISO800 активируются алгоритмы скрытого шумоподавления. Нельзя сказать, что шумоподавление уж слишком активное, но при максимальном значении чувствительности разница достигает 5,7 дБ, а это практически двукратная отличие в уровне шумов.

Стабилизация

В камере имеется встроенный 5-осный стабилизатор с заявленной эффективностью 4 EV при тестировании по методике CIPA. Эффективность не самая впечатляющая, ведь для Olympus OM-D E-M1 Mark II заявлен выигрыш до 5,5 ступеней. Но неожиданно подопытный показал даже лучший результат. Возможно это связано с меньшим весом камеры, из-за чего руки меньше устают. Но даже без сравнения с флагманом результат кажется невероятным – 10 кадров из 10 чёткие уже при выдержке 1/6 секунды. В общем, компания Olympus в очередной раз доказала, что её стабилизаторы в режиме фото лучшие. На самом деле, затаив дыхание и замерев как истукан, можно получить кадр без смазывания при съёмке с рук на выдержках в несколько секунд, но подразумевает обычное использование камеры.

Вспышка

Вспышка в камере не особо мощная – ведущее число всего 8,2 при ISO200. Использовать её можно разве что для беспроводного «поджига» вспышек при синхронизации по световому каналу. Но зато настроек как для такой бюджетной малютки довольно много. Кроме возможности выбора режимов (синхронизация по первой или второй шторке, режим коррекции эффекта «красных глаз») предусмотрен делитель мощности (1/1,3…1/64). Разумеется, при использовании встроенной вспышки наличие делителя не актуально, а вот при установке накамерных спидлайтов – это уже плюс, ведь можно производить настройку, не используя меню внешней вспышки. Также предусмотрена функция настройки длительности скорости синхронизации, причём минимальная составляет 1/250 с, тогда как у главного конкурента – 1/160 секунды.

Тут также стоит отметить, что китайские производители уже освоили не только мануальные, но и TTL-вспышки для Olympus. У той же Godox есть отличное решение с ведущим числом 60 при ISO100, поворотной головой и встроенным модулем синхронизации по радиоканалу, причём всего за 110 долларов. Конечно, для флагмана это не актуальное предложение, но для сравнительно недорогой камеры – это отличное решение, которого ещё пару лет назад под систему Olympus просто не существовало, что заставляло многих потенциальных покупателей бюджетных камер смотреть в сторону системы Canon (у бюджетных Nikon почему-то до сих пор при работе с внешней вспышкой функциональность существенно урезана), под которую китайские TTL-вспышки появились уже достаточно давно.

Примеры фото

Режим видеозаписи

Сравнительно недорогой фотоаппарат с множеством бонусов вроде матричной стабилизации, которая работает в том числе и в режиме видеосъёмки, вдобавок ко всему ещё умеет записывать 4K-ролики. Но чуда ожидать не стоит – что в режиме FullHD, что в режиме 4K представление цвета только 8-битное, а цветовая субдискретизация 4:2:0. Но зато есть возможность записи в режиме 1080/60p. Разъёмов подключения микрофона и наушников нет. Для записи качественного звука можно воспользоваться внешним HDMI-рекордером либо диктофоном. Тайм-коды, камера, разумеется, не поддерживает, но синхронизировать звук при последующей обработке видео можно банальным хлопком в ладоши вместо “киношной” хлопушки-нумератора. В общем, выкрутится можно. Примечательно, что режим «фокус пикинг» при видеосъёмке работает. Неопытным операторам можно полностью довериться автоматической фокусировке, ведь она работает корректно и незаметно, что приятно радует. Стабилизатор в режиме видеосъёмки безошибочно определяет режим панорамирования, поэтому никаких рывков при вертикальной и горизонтальной проводке не проявляется. Да и вообще стабилизатор работает образцово.

Пример видеозаписи 4K (3840*2160 точек)

Пример видеозаписи 1080/60p

Пример видеозаписи 1080/30p

Аккумулятор и автономная работа

В камере используется литий-ионный аккумулятор BLS-50 ёмкостью 8,7 Вт*ч, то есть такой же, как и у предшествующей модели. Длительность автономной работы при тестировании по стандарту CIPA выросла с 320 до 330 кадров. Вероятнее всего новый процессор оказался немного экономичнее, ведь мощность встроенной вспышки, дисплей и аккумулятор, которые напрямую влияют на длительность автономной работы, остались неизменными. При обычном повседневном использовании аккумулятора хватает на 350-400 кадров. Если же не забывать выключать камеру, то на полтысячи можно рассчитывать смело, что является очень хорошим результатом для компактной беззеркалки. Но всё же камеры зеркального типа тут далеко впереди. Зарядка аккумулятора от USB-шины/зарядки не поддерживается, поэтому пополнить заряд от мобильного аккумулятора можно только при помощи разнообразных китайских переходников, что не слишком удобно.

Заключение

Камера понравилась, причём очень. Конечно, без недостатков не обошлось, но даже у флагманских камер их предостаточно. Olympus OM-D E-M10 Mark III – это замечательный мобильный и, что важно, многофункциональный инструмент за разумную стоимость. Он невелик и лёгок, поэтому прекрасно подходит для стрит-фото. Благодаря великолепному 5-осевому стабилизатору он способен делать кадры без смазывания на огромных выдержках в несколько секунд, что позволяет использовать минимальные ISO даже ночью. То есть в условиях слабой освещённости получать уровень шумов и динамический диапазон соизмеримый с дорогущими флагманскими зеркалками, которые в таких условиях просто вынуждены использовать высокие значения чувствительности. Функция брекетинга фокусировки позволяет использовать камеру для предметной и макросъёмки. Кроме того, камера способна записывать 4K-видео неплохого качества. Вдобавок к этому имеется видоискатель и наклонный сенсорный дисплей, что добавляет удобства. В общем, полный набор за цену бюджетной зеркалки.

Минусы:
– материалы корпуса на премиальную серию не тянут (но зато пластиковый корпус на морозе удобнее);
– нет разъёмов под микрофон и наушники;
– слабо развита система сенсорного управления;
– чувствительность автофокуса ниже, чем у главного конкурента из лагеря Panasonic;
– нет возможности зарядки аккумулятора от USB-шины/зарядки;
Плюсы:
– дизайн и эргономика;
– малый вес;
– поддержка карт формата SD UHS-II;
– Возможность сенсорного выбора точки фокусировки при визировании через видоискатель;
– функция брекетинга фокусировки;
– функция удалённого управления с возможностью съёмки видео;
– великолепный 5-осный стабилизатор;
– поддержка записи 4К-видео;
– длительность автономной работы (в сравнении с основным конкурентом).

Мало изменений в последнем обновлении самой маленькой OM-D камеры от Olympus, улучшенная автофокусировка и 4K видео завершают то, что уже было в прошлом способном оборудовании.

Сегодня в индустрии потребительских товаров есть интересный парадокс: производители телефонов постоянно работают над тем, чтобы камеры в их продуктах работали как «настоящие» фотоаппараты, в то время как производители фотоаппаратов находят способы сделать свои продукты более похожими на телефоны.

Новая беззеркальная камера Olympus OM-D E-M10 Mark III имеет обновлённый сенсорный интерфейс с элементами управления, похожими на смартфон, сообщает компания. Olympus предлагает её непосредственно телефонным фотографам, указывая на способность фотокамеры снимать размытые и «достойные изображения» даже в тёмных сценах, где телефонные камеры обычно терпят неудачу.

Olympus всегда приспосабливала свои компактные, бюджетные модели E-M10 к случайным пользователям. Но первые пользователи, стремящиеся перейти от смартфонов к компакт камерам, обнаружили, что камеры Olympus сложны. Olympus рассказала прессе, что Mark II нацелена на демистификацию этого, и частично разработана как ответ на отзывы пользователей.

Компания признаёт, что камера не является большой эволюцией в сравнении с предшественником, но E-M10 Mark III действительно заслуживает нескольких достойных функций для серьёзных съёмок, это 4K видео, пятиосевая стабилизация видео, увеличенный ISO (от 1600 до 6400) и 121-точечную систему автофокусировки от флагмана E-M1 Mark II. Фотоаппарат также наследует процессор изображения TruePic VIII от E-M1 Mark II, который помогает с шумоподавлением, а непрерывная скорость съёмки увеличивается до 8,8 кадров в секунду с 8,5 в E-M10 Mark II. Время автономной работы составляет 330 снимков на одном заряде (против 320 в Mark II).

Что нового в камере?

Однако, по большей части, новая Olympus OM-D E-M10 Mark III очень похожа на предшествующую ему камеру, как по внешнему виду, так и по спецификации (лишь немного лучше). Устройство использует один и тот же 16-мегапиксельный датчик Micro Four Thirds, пятиосевую стабилизацию с четырьмя остановками уменьшения вибрации, электронный OLED видоискатель с 2,36-миллионном пикселей и наклоняемый ЖК-дисплей.

Olympus повторно рекламирует сенсорные автофокусы и органы управления затвором, но они тоже не кажутся новыми, по крайней мере, на бумаге. У пользователей будет больше возможностей управления благодаря более высокой плотности точек автофокусировки, но, с технической точки зрения, здесь есть несколько функций, которые действительно новые.

Mark III будет поэтапным обновлением по сравнению с Mark II. Это необязательно плохо: OM-D E-M10 Mark II очень способная камера, и Olympus, вероятно, предпочитает, чтобы нынешние пользователи E-M10 обновлялись в линейке продуктов, до среднечастотной E-M5 или флагманской камеры E- M1. Работа E-M10 Mark III, по-видимому, заключается в том, чтобы привлечь телефонных фотографов в мир сменных объективов, камер большего размера, и, безусловно, тут для этого есть функции и производительность.

E-M10 Mark III начнёт поставляться в конце сентября по цене 650 долларов (39,000 р.) за корпус или 800 долларов (48,000 р.) с объективом EZ MZZIKO 14-42 мм.

Первые впечатления

У нас была возможность попробовать Olympus OM-D E-M10 Mark III. Мы не можем прокомментировать качество изображения, так как не смогли просмотреть какие-либо фотографии, но поскольку оборудование использует аналогичные компоненты, как Mark II, ожидаем, что качество изображения будет таким же хорошим. С 4K на борту Mark III устраняет один из недостатков, который мы выявили в нашем обзоре Mark II.

Ретродизайн придаёт камере привлекательный внешний вид. Как и Mark II, Mark III очень компактный и лёгкий фотоаппарат. Сопряжён с небольшим объективом и его удобно носить с собой. Ручка была переделана, чтобы обеспечить лучшее удержание камеры одной рукой. Olympus сказала, что дополнительный захват Mark II не был популярен, поэтому они улучшили захват и исключили аксессуар. Цифры шкал тут также больше и чётче обозначены. В целом Olympus сказала, что Mark II и Mark III похожи, но Mark III был сконструирован таким образом, чтобы позволить потребителю управлять камерой и получать доступ к более продвинутым функциям, чем раньше.

Хотя мы не заметили, что с Mark II было трудно работать, Mark III имеет изменённый автоматический режим, который может определять тип сцены, которую вы снимаете, включая предметы и экспозицию. Она даже может быстрее обнаруживать движущиеся объекты. Хотя, мы не смогли проверить это, Olympus сказала, что обнаружение сцены должно работать значительно быстрее благодаря процессору TruePic VIII. Нам также понравилась и новая кнопка быстрого доступа, которая даёт более быстрый доступ к параметрам съёмки.

Герой сегодняшнего нашего теста - Olympus OM-D E-M10. Это совершенно новая беззеркалка, анонсированная меньше месяца назад. Она стала продолжателем современной линейки Olympus OM-D, в которой на данный момент кроме нее уже существует две модели: первопроходец E-M5 и новый флагман E-M1 . Но от своих старших во всех отношениях собратьев новинка отличается чуть более скромными характеристиками и намного более привлекательной ценой. При этом за скромным ретро-дизайном E-M10 скрывается такое большое количество новых функций и особенностей, что рассказывать о них мы будем в формате “неделя с экспертом”, публикуя день за днем новые главы большого теста и делясь опытом съемки на камеру в реальных условиях.

Кстати, уже сейчас можно оформить предзаказ на Olympus OM-D E-M10 в фирменном магазине , а посмотреть камеру в живую и даже протестировать ее можно в магазинам Медиа Маркт.

Начнем же традиционно - со знакомства. Olympus OM-D E-M10 - это компактная системная камера со сменной оптикой. Причем слово “компактная” как нельзя лучше описывает главную особенность этой новинки. Когда я получал технику на тест, то никак не мог поверить, что смогу уместить фотоаппарат, зарядку к нему и шесть (!) объективов в свой маленький фоторюкзак. Но Olympus умеет удивлять: эта техника заняла ровно половину места в моем рюкзаке, уместившись в одном его отделении.

Своей компактностью камера и вся система Micro 4/3 обязаны прежде всего размеру матрицы. Сенсор формата 4/3” имеет физические размеры 17,3x13 мм - чуть меньше, чем, например, у большинства любительских зеркалок. Некоторые скептики считают, что подобный размер матрицы ограничивает возможности работы с малой глубиной резкости и может негативно сказаться на уровне шумов. Что же, для нас это только повод уделить данным вопросам повышенное внимание в нашем большом тесте.

Кстати, матрица в E-M10 используется та же, что и в полюбившемся миллионам E-M5 . Ее разрешение 16 мегапикселей, изготовлена она по КМОП-технологии. Зато процессор в E-M10 установлен более новый - TruePic VII. Высокая скорость серийной съемки - до 8 кадров/с - это отчасти его заслуга.

Я упомянул, что Olympus OM-D E-M10 будет стоить значительно меньше своих старших собратьев. Давайте попробуем разобраться, на чем пришлось сэкономит разработчикам, а какие характеристики и особенности остались неизменными.

Опыт некоторых других производителей фототехники учит нас, что в первую очередь при выпуске более доступной модели происходит удешевление материалов корпуса. Но здесь такой тенденции не прослеживается: лицевая и верхняя панель камеры, управляющие диски и даже поднимающаяся вспышка изготовлены из металла. Из пластика - детали задней панели и нескользящие накладки. При этом качество сборки на высоте: камеру просто приятно держать в руках.

Начиная с самых первых моделей , беззеркалки Olympus славились своими встроенными стабилизаторами изображения на основе сдвига матрицы. Такой подход к стабилизации позволил одним выстрелом убить двух зайцев: не размещать стабилизатор в оптике (и как следствие - сделать ее дешевле и компактнее) и реализовать стабилизацию при работе с любым объективом.

Не стал исключением и Olympus OM-D E-M10. В нем применен трехосевой стабилизатор на основе сдвига матрицы. Напомню, что в E-M1 и E-M5 применялись пятиосевые стабилизаторы, которые чуть более эффективны при съемке с небольшого расстояния. Однако, трехосевой стабилизатор тоже способен компенсировать вращательные движения камеры, которые чаще всего и приводят к смазу.

Строить кадр фотографу предлагается либо по наклонному сенсорному экрану с диагональю 3 дюйма и разрешением 1040000 точек (это, кстати больше, чем у E-M5) или через ЖК-видоискатель с разрешением 1440000 точек.

При этом производитель заявляет, что на данный момент камера обладает самой низкой в своем классе задержкой отображения информации. Чуть позже мы проверим это. Пока же могу сказать, что картинка в электронном видоискателе действительно воспринимается как живая: частота обновления очень высокая (заявлено до 120 кадров/с), изображение не стробит даже на динамичных сюжетах.

Автофокус камеры похож на тот, что мы видели у E-M5: классический контрастный автофокус по матрице с возможностью выбора области фокусировки и ее размера (в том числе при помощи касания). Кроме ставшей привычной фокусировки по лицам в кадре есть и кое-что интересное: в случае портретной съемки можно задать приоритет фокусировки на глазах, при этом можно отдать приоритет левому или правому глазу. Интеллектуальные способности современных камер не перестают удивлять.

Похожие статьи

  • Как цитировать, чтобы пройти антиплагиат

    До 2007 года российские студенты, выполняя дипломные работы, пользовались любыми источниками и не боялись, что их обвинят в заимствовании чужих текстов. Сейчас все поменялась, и абсолютно все письменные работы проверяются на антиплагиате....

  • Программы для просмотра ТВ через интернет: лучшие приложения для стационарных и мобильных систем

    Подключение телеприемника к интернету дает множество преимуществ и удобств: возможность смотреть ролики на YouTube, а не только телеканалы, подписываться на сервисы потокового мультимедиа и др. В рамках статьи мы опишем все варианты, как...

  • Как настроить бесплатные каналы на Smart TV

    Приветствую всех на страницах блога сайт. Наконец добрался я до своего блога и решил написать о том, как настроить и подключить телевизор Самсунг к интернету? Думаю многим это будет интересно. И сразу же перейдем к делу. Подключить...

  • Три способа подключения «Мобильного банка» от Сбербанка

    Мобильный банк — такой же важный инструмент управления своими деньгами, как и сервис Сбербанк онлайн. Тем более, второй без первого практически не работает! Пакет «Эконом» берет с клиента 15 рублей за проверку последней операции на карте и...

  • Что такое яндекс директ и как он работает

    Как известно, Яндекс Директ является весьма популярным сервисом, основная функция которого заключается в построении взаимодействия между рекламодателями, а также теми, кто желает разместить на своих ресурсах рекламные объявления. Если вы...

  • Управление ставками Яндекс

    В этой статье вы узнаете, что такое Яндекс Директ и как он работает в интернете. Также я дам советы и кейсы, которые помогут вам повысить эффективность и увеличить прибыль от контекстной рекламы. Для владельцев сайтов — это...